Термостат: температура открытия, виды и принцип работы

Содержание   

  1. Что такое термостат и почему его приходится менять
    1. Предназначение и конструктивные особенности термостата
    2. Устройство и принцип работы термостата
    3. Характеристика
    4. Варианты наполнителя
    5. О нюансах установки
    6. Немного о функционировании
    7. Виды термостатов
    8. Краткий экскурс по брендам
    9. Покупаем без ошибок
  2. Типовые неисправности термостата их симптомы
    1. О причинах вероятных поломок
    2. Типичные признаки неисправности
    3. Как определить поломку?
    4. Диагностика
    5. Плановая замена
  3. Как выбрать термостат
  4. Рейтинг лучших производителей термостатов для авто
    1. Wahler
    2. Прамо
    3. FINORD
    4. Ween
    5. TAMA
    6. Behr Hella
  5. Как проверить работоспособность термостата
    1. Термостаты с электронным управлением открытия
    2. Проверка без снятия
    3. Проверка со снятием
    4. Стоит ли проверять, не снимая с машины?
  6. Способы проверки работоспособности термостата
    1. Способ №1. Время прогрева двигателя до рабочей температуры
    2. Способ №2. Поведение указателя температуры ОЖ во время работы двигателя
    3. Способ №3. Примерное измерение фактической температуры ОЖ
    4. Способ №4. Точное измерение фактической температуры ОЖ
    5. Способ №5. Тест термостата в емкости с водой
  7. Как поменять термостат: пошаговая инструкция
    1. Демонтируем генератор и термостат
    2. Тонкости подбора подходящего элемента и установка
    3. Выгоняем воздух из системы
  8. Продлеваем срок службы термостата
  9. Особенности эксплуатации термостата
  10. Советы специалистов

1 Что такое термостат и почему его приходится менять

Термостат – это прибор для поддержания постоянной температуры в замкнутом контуре.

Для автомобиля это устройство имеет важное значение, поскольку позволяет за короткое время прогревать двигатель авто до необходимого уровня, а также обеспечить комфортную температуру в салоне двигателя для удобства водителя и пассажиров. В то же время, в жаркую погоду он не позволяет перегревать мотор, способствует более эффективному расходу горючего, а также уменьшает токсичность выхлопа автомобиля.

В системе охлаждения он выполняет роль стабилизатора, способствует проникновению незамерзающей жидкости проникать в большой контур охлаждения.

Таким образом на вопрос: для чего нужен термостат, можно ответить: работа прибора проходит в двух направлениях: с одной стороны, он «дает разрешение» двигателю на быстрый прогрев, а с другой стороны – защищает мотор от перегрева.

к меню ↑

1.1 Предназначение и конструктивные особенности термостата

Термостат предназначается для блокирования циркуляции жидкости по системе охлаждения до полного прогрева мотора автомобиля с целью ускорения этого процесса, и дальнейшего поддержания необходимой рабочей температуры.

Принцип работы термостата

базируется на плавлении искусственного воска, размещенного в небольшом цилиндре в направлении мотора. Воск плавится при температуре не менее 80 градусов. При этом он расширяется, увеличиваясь в объеме, благодаря чему выдавливает блокировочный штырь из цилиндра, разблокируя клапан термостата и восстанавливая циркуляцию.

В целом, термостат состоит из:

  • входного патрубка, подключаемого к системе охлаждения двигателя;
  • перепускного клапана, при необходимости перекрывающего малый круг охлаждения;
  • выходного патрубка, подключаемого к качающему охлаждающую жидкость насосу;
  • пружины, удерживающей перепускной клапан;
  • воскового шарика;
  • входного патрубка, подключаемого к радиатору;
  • пружины, удерживающей основной клапан;
  • самого основного клапана, предназначенного для перекрывания основной циркуляции;
  • поршня;
  • корпуса.

До прогрева двигателя циркуляция охлаждающей жидкости полностью не останавливается – она осуществляется по так называемому малому кругу, где ОЖ идет от помпы лишь через рубашку охлаждения и радиатор печки, для того, чтобы система не застаивалась. При открытии клапана основной циркуляции малый круг автоматически перекрывается.

То есть все устройство термостата, это фактически только цилиндр, возвратный штырь, воск и ряд второстепенных деталей. Такая простая схема термостата эффективна и надежна, поэтому она не изменяется и в большинстве самых новых автомобилей.

В разных моделях автомобилей термостаты настроены на различную температуру открытия, которая чаще всего указывается на корпусе устройства. Кроме того, на разных авто могут устанавливаться корпусные или без корпусные термостаты. Основное их отличие это непосредственно сама установка, или в блок двигателя, или в отдельный корпус являющийся сложными двухуровневыми контуром.

к меню ↑

1.2 Устройство и принцип работы термостата

Схема сборки и устройство термостата одинаковы для различных марок и уровня машины.

  • Корпус из стали высокой прочности.
  • Резервуар со специальной жидкостью, обладающей термочувствительными свойствами.
  • Шток.
  • Патрубки входные и выходные.
  • Клапан основной.
  • Клапан перепускной.

Как работает термостат и для чего нужен

Наполнитель на базе воска реагирует на температурные изменения следующим образом: нагрев свыше 75-80 гр. С вызывает плавление материала и его расширение. Расширяясь воск выдавливает шток. Температура открытия термостата, когда клапан открывается полностью — при 90 гр. С и выше.

Открытие перепускного клапана приводит к выходу жидкого материала в систему охлаждения. Проходя через радиатор., его верхний бак, жидкость поддерживает оптимальный температурный режим движка.

Когда температура снижается, термочувствительная жидкость возвращается к исходному агрегатному состоянию – твердому, что возвращает клапан в закрытое состояние.

За что отвечает термостат в автомобиле?

Работа происходит следующим образом:

  • Мотор еще не нагрет, в термостат е клапан закрыт, охлаждающая жидкость в системе идет по малому кругу.
  • Двигатель прогревается и достигает нужного температурного режима, клапан термостата постепенно начинает открываться, что способствует выходу охлаждающий жидкости в большой круг через радиатор и рубашку охлаждения. Это нормализует температуру и предотвращает перегрев, создавая поток охлаждения.

к меню ↑

1.3 Характеристика

Термостат – одна из конструктивных составляющих системы охлаждения, которая обеспечивает управление потоком антифриза.

  • Быстрый прогрев двигателя.
  • Поддержание его оптимального температурного режима (обычно это диапазон от 85 до 95 градусов).

Также отметим, что существует и термостат стиральной машины. Проверка его осуществился омметром путем подсоединения щупов к контактам. В результате прибор должен выдать сопротивление в 1350 Ом.

Но вернемся к классическим термостатам. Работают они по следующему принципу. После запуска жидкость начинает циркулировать по малому кругу. Это радиатор печки и сам мотор. В результате двигатель быстрее прогревается, а в салоне обеспечивается теплый воздух (что особенно актуально зимой). Как только температура охлаждающей жидкости превышает заданную отметку (обычно от 70 до 80 градусов Цельсия), клапан устройства открывается и антифриз попадает на большой круг, включая основной радиатор охлаждения. Последний расположен сразу за решеткой радиатора автомобиля.

к меню ↑

1.4 Варианты наполнителя

Итогом промышленных экспериментов и трудов стали две вариации наполнителя: с твердым веществом и гелиевым заполняющим. Последняя была разработкой французского инженера Сержа Вернье во второй половине XX века. Его компания и по сей день занимается производством, снискав заслуженные доверие и благосклонность потребителей.

Принцип работы обоих типов практически идентичен. Разница в том, что у гелиевого экземпляра повышена герметизация и есть особенности физических свойств самого наполняющего, как, например, уровень чувствительности к изменениям градусов в зависимости от состава. Однако, в современном производстве чаще встречаются приборы с твердым наполнителем.

С жидким наполнителем

Такой компонент не применяется с конца прошлого века. В основе изделия лежит латунный цилиндр, внутри которого есть жидкость, состоящая из дистиллированной воды и эфира. Закрепляется система на специальном штоке, а на другом её конце располагается клапан, который фиксируется внутри корпуса. Цилиндр включает четыре окна, позволяющих жидкости поступать из охладительной рубашки непосредственно к насосу даже при использовании запора.

В момент пуска клапан прижимается к седлу и открывает доступ к основному радиатору. Тепловой режим работы меняется, система охлаждения двигателя проходит в большой круг. Посредством специальных окон вещество заходит в резиновый шланг радиатора, а потом возвращается в рубашку охлаждения двигателя.

Перегрев двигателя исключён, охлаждающая жидкость быстро набирает рабочую температуру. Регулятор температуры антифриза срабатывает, когда последний прогревается до 70 градусов. Происходит закипание жидкости и повышение давления. Гофрированный цилиндр расширяется и давит на шток. Одновременно с этим происходит открытие клапана, окна запираются.

После этого жидкость проходит через клапан к главному баку радиатора и распределяется по его трубкам, чтобы достичь заданной (безопасной) температуры. Охлаждение при температуре до 95 градусов происходит быстро, охлаждающий компонент вновь поступает к насосу и вливается в систему. Цикл повторяется.

С твёрдым наполнителем

Подобная система сейчас используется зарубежными и отечественными производителями. В основе содержится воск — церезин, который смешивают с медным порошком и помещают в специальный баллон, производимый из меди или латуни. Между крышкой и самим баллоном помещают мембрану, сделанную из резины, в неё упирается шток.


Вверху баллон соединяется с клапаном, упирающимся в седло. Под ним расположена специальная пружина, контактирующая с подковообразной направляющей и фланцем. Она обеспечивает полностью закрытое положение.

При работе мотора происходит нагрев антифриза и самого баллона. Возрастает температура находящегося внутри него воска. Когда компонент достигает 65-70 градусов, происходит плавление, вещество расширяется.

Состав оказывает действие на мембрану, и она через специальный шток поступает на клапан, обеспечивая его открытие. Нагреваемый компонент поступает в радиатор. Клапан открывается при температуре более +78 градусов по Цельсию. При снижении отметок, процесс – обратный. Пружина разжимается, перекрывает проход. Антифриз проникает к насосу и вновь поступает в систему охлаждения.

к меню ↑

1.5 О нюансах установки

Автомеханики советуют заменять деталь один раз в два года

Монтируется приспособление вверху двигателя на участке выхода охлаждающей жидкости в радиаторное устройство. Оно способствует быстрому прогреву автотранспортного средства, сдерживая охлаждение до той поры, пока двигатель не достигнет повышенной температуры. Суть устройства заключена в трех элементах: цилиндр, штырь, воск. Схема такого состояния используется с давних пор, не претерпевая особенной модернизации, в том числе, и в новых марках автомашин. В итоге детали мотора не изнашиваются прежде времени, улучшаются их динамические показатели.

к меню ↑

1.6 Немного о функционировании

Суть устройства заключена в трех элементах

Марка машины диктует вид применяемого термостата. Все они могут быть настроены по-разному. Поэтому из характеристик важнее всего то, какая температура открытия термостата определена производителем.

Марка прибора указывается на его корпусе. Он может быть установлен не только в блоке мотора, но и в специально отведенном для него месте. Работа клапана базируется на расплавлении воска, помещенного в отверстии в форме цилиндра по направлению к силовому участку. В зависимости от марки температура открытия клапана термостата может варьироваться.

В конструкции температурный параметр доходит до 80 градусов, воск расширяет свою площадь, выдавливая штырь цилиндровой блокировки. Итог – разблокировка системы и действие охлаждающей жидкости.

к меню ↑

1.7 Виды термостатов

Итак, существуют разные их классификации. Первый и самый очевидный критерий – по виду бытовой техники или марки авто. Второй – диапазон рабочей температуры.

Существует три диапазона:

  • Менее -60°C (Используются при взаимодействии с расплавленными металлами и солями)
  • -60- 500°C (Такими теплоносителями являются вода, различные масла, спирты и т.д.)
  • 300-1200°C ( Их ещё называют криостатами)

Холодоагентами в них служат гелий, азот и другие разжиженные или отвердевшие газы.

Рабочее тело (или теплоноситель), является ещё одним критерием и бывает трёх видов: воздушный, жидкостный, твердотельный.

Основной задачей является поддержание температуры.

Исходя из этой цели ещё одним критерием считают то, насколько точно они поддерживают заданный режим и амплитуду их отклонения от норм:

  • 5—10°C (показатель низкой тепловой стабильности)
  • 1—2 °C (тепловая стабильность хорошая, применимо для жидкостных)
  • 0,1°C (тепловая стабильность высокая, очень распространена для воздушных)
  • 0,01°C (такой точности можно добиться в приспособленных для жидкостей, которые построены по специальным конструкциям)

Его используют в разных областях и различными способами и классифицируют так:

  • накладной
  • промышленный
  • комнатный
  • погружной

Одноклапанный

Популярный вид устройства. Его устанавливают до настоящего времени в автомобили зарубежного и отечественного производства. Ведущие фирмы напротив считают, что модель морально устарела и не может обеспечивать качественное охлаждение мощного мотора. Суждение верное, но лишь отчасти. Возможностей одноклапанного терморегулятора не хватит лишь для гоночных автомобилей.

Классическая система успешно работает во многих случаях, но определять конкретную модель и устройство следует в зависимости от оснащения всей охлаждающей системы двигателя.

Одноклапанный автомобильный термостат отличается конструкционной простотой исполнения. Удивительно, но этот параметр является ключевым. Приспособление успешно выполняет возлагаемые на него действия и считается надёжным. Ведущие производители современных авто до сих пор выбирают такую конструкцию для оборудования собственных продуктов.

Двухступенчатый или двухклапанный

Принципиальных отличий в устройстве при сравнении с одноклапанным вариантом не выявлено. Разница лишь в расширении возможностей для обеспечения эффективного процесса охлаждения.

Термостат, как и в классическом исполнении, имеет две тарелки. Одна из них обеспечивает затвор большого круга циркуляции, а вторая малого. Функционирование систем обеспечивается синхронно. Когда один круг закрывается, второй сразу же запускается – в этом и состоит преимущество двухклапанного устройства. Работа – синхронная, запор одного клапана провоцирует открытие другого.

Устройство двухступенчатого термостата отличается. Пересмотреть принципиальное строение физики и автомеханики решили из-за определённого несовершенства предыдущего варианта. Система охлаждения создаёт высокое давление тосола и клапан автомобильный термостата не может его преодолеть.

Изменение конструкции состояло во внедрении двух тарелок (малой и большой). Сначала открывается первая, она призвана уменьшить усилие и снизить давление внутри системы. Открывается плавно, запускает взаимодействие большой по цепи. Из-за этого изначально жидкость не проходит в большой круг.

Корпусный и бескорпусный

Во многих случаях термостат продаётся в автомагазинах без корпуса. В этом случае установить его можно просто вынув старый. Но некоторые производители выпускают автомобильные термостаты уже установленными в корпус, который надо подключить к патрубкам охлаждающей системы автомобиля.

Чаще всего термостаты продаются вместе со специальной резиновой прокладкой, которая выдерживает воздействие охлаждающей жидкости.

Есть отдельный вариант термостатов – бескорпусный. Их устанавливают непосредственно в блок двигателя.


Бескорпусный термостат ГАЗ-3302,2705 дв. ГАЗ-560 «Steir» LUZAR

При нагреве воскового шара он плавится, становится больше в размерах и выталкивает шток (примерно на 2 см). Клапан на штоке поднимается и закрывает патрубок. Чем выше температура антифриза, тем сильнее выталкивается шток. А при остывании мотора менее 70 градусов восковой шар уменьшается и становится твёрдым, а шток с клапаном встаёт на своё место благодаря пружине.

Биметаллические пластины

Термочувствительным элементом выступают закреплённые на одном конце пластины из разных металлов. При нагревании один металл увеличится в размере, а другой, с меньшей теплочувствительностью, останется неизменным. Пластины наклонятся в сторону менее чувствительного металла, размыкая таким образом контакты. Нагрев устройства прекращается. Когда металл остывает, он уменьшается в размере, край пластины возвращается на место и контакты замыкаются обратно.
Такие пластины используют в электрических чайниках, не давая ему перегреться.

Механические термостаты долговечны, но обладают большой погрешностью, которая может доходить до 10 градусов.

Газонаполненные датчики

Их начали использоваться из-за того, что газ быстрее видоизменяется под воздействием температуры. В устройстве между парой металлических дисков помещён сильфон, наполненный газом. У дисков большая площадь поверхности и они начинают быстро реагировать на нагрев.
При нагревании газ между дисками увеличивается в объеме и разъединяет их. При этом внутренний диск надавливает на небольшой переключатель термостата и цепь размыкается, прекращая нагрев.
При снижении температуры диски возвращаются в исходное положение, цепь соединяется и нагрев возобновляется.

Газонаполненные датчики используют для отопления помещений, ранее применяли в автомобилях.

Восковые терморегуляторы

Восковой термостат состоит из герметичной камеры с восковой пробкой, внутри которой расположен двигающийся металлический стержень. Воск при высокой температуре начинает таять и становится больше по объему, чем в твёрдом виде. Он выталкивает стержень наружу, который в свою очередь выключает электроцепь, останавливая нагрев. При охлаждении до определённой температуры, воск затвердевает обратно и стержень возвращается на место, включая нагрев.

Преимущества механических термостатов:

  • Надёжные;
  • Устойчивы к перепадам напряжения в устройстве;
  • Не влияет работа электричества, не сбиваются из-за сбоев;
  • Простая эксплуатация и настройка;
  • Можно применять при большом перепаде температуры;
  • Долговечность.

Недостатки:

  • Большая погрешность в районе 5-10 градусов;
  • Ограниченный функционал;
  • Не програмируемы.

к меню ↑

1.8 Краткий экскурс по брендам

Как вам и могут посоветовать специалисты, покупать лучше оригинальные термостаты известных производителей. Иначе их называют OEM запчасти. Цены на них высоки, однако сама запчасть может служить долгие годы без единых осечек.

Продукцию высочайшего уровня имеют следующие фирмы: Mahle , Behr , Wahler (Германия), Valeo (Франция).

Одни из самых популярных брендов: Gates (США), Febi , Meyle , SWAG (Германия), Facet (Италия), Calor by Vernet (Франция). Качество продукции очень высоко, цены – не кусаются. К слову, в Украине и Россие эти марки широко известны и очень востребованы.

Из бюджетных решений стоит отметить две следующие фирмы: Starline (Чехия), JP Group (Дания). Цены очень демократичны, однако сама продукция удовлетворяет всем стандартам качества.

Стоит избегать термостатов от малоизвестных фирм, недавно вышедших на рынок. Причина проста: высок риск наткнуться на поддельные изделия, которые внешне почти не отличаются от термостатов крупных фирм, но уступают им абсолютно во всем.

к меню ↑

1.9 Покупаем без ошибок

Итак, первая цель заключается в том, чтобы не попасться на фальсификат. При этом китайские термостаты не обязательно плохи, а вот китайские подделки критиковать даже нет смысла, так как они ни на что не годны. Давайте же разберемся, как распознать подделку.

Обратите внимание на следующее:

  • Внешний вид упаковки приятен, полиграфия и склейка качественны. Только серьезные производители тратят деньги на хорошие упаковки, фальсификаторы же себе этим голову не занимают;
  • Товарный знак бросается в глаза. Фальсификаторы нередко вообще не копируют товарные знаки, а если и копируют, то делают это плохо. Попробуйте найти в проверенном магазине термостат фирмы SWAG в упаковке, сфотографируйте ее на смартфон и в будущем сравнивайте со всеми товарами в упаковке, которые вызывают у вас подозрение;
  • Качество материала и его обработка. Как правило, поддельные термостаты пестрят швами, блестят, плохо отшлифованы;
  • Гравировка, проштамповка товарных знаков и надписей. Обычно выдавлены на корпусе, для чего требуются качественные металлообрабатывающие станки. На поддельных термостатах буквы выдавлены плохо, они стертые или совсем нечеткие;
  • Торговцы запчастями. Солидный магазин легко предоставит вам гарантирую, обязуется взять товар назад в случае брака. При этом цены выше, чем у торговцев на рынке;
  • Обработка краев и срезов, завальцовка стыков. Качество легко прослеживается: возьмите термостат и посмотрите, есть ли на нем задиры, царапины и сколы. Их наличие говорит о фальсификации.

к меню ↑

2 Типовые неисправности термостата их симптомы

Несмотря на простую конструкцию у термостата бывает несколько неисправностей, каждая из которых приводит к нарушению теплового режима работающего двигателя. Рассмотрим основные дефекты и их симптомы:

  1. Термостат заклинило в открытом положении. Основные симптомы – холодный двигатель долго прогревается, зимой не выходит на рабочую температуру. Плохо греет печка.
  2. Термостат заклинило в закрытом положении. Симптомы – двигатель перегревается (стрелка на приборной панели «зашкаливает), хотя радиатор почти холодный и вентилятор не включается.
  3. Термостат начинает открываться слишком рано. Симптомы – температура двигателя не достигает нормы, печка работает далеко не на 100%.
  4. Термостат открывается слишком поздно. Двигатель работает в режиме перегрева, стрелка зашкаливает, и только после этого в работу включается радиатор и его вентилятор.

Кратко пройдемся по возможным причинам, из-за которых возникают описанные неприятности.

В открытом положении термостат заклинивает, как правило, по двум причинам. Во-первых, из-за повреждений или износа возвратной пружины. Во-вторых, из-за нарушения капсулы с термозависимым наполнителем. Бывают и такие случаи, когда между штоком и его упором попадает твердый мусор (например, накипь), и он не может вернуться в свое исходное положение.

В закрытом положении термостат заклинивает чаще всего из-за разгерметизации капсулы с термозависимым материалом. В результате тарельчатый клапан прижимается к основанию возвратной пружиной, а усилия расширяющегося вещества не хватает, чтобы сдвинуть его с места.

Если термостат открывается слишком рано, то «виноваты» либо возвратная пружина, либо термозависимый наполнитель. Когда пружина теряет свои первоначальные свойства, она удерживает тарельчатый клапан с меньшим усилием. В результате он начинает приоткрываться раньше, чем достигается нужная температура.

Причины поздно открывающегося клапана примерно такие же, как и в случае с заклиниванием в закрытом положении. Рано или поздно такой термостат неминуемо заклинит.

к меню ↑

2.1 О причинах вероятных поломок

Основной элемент системы охлаждения

Износу и поломкам подвержена любая запчасть. Распространенной причиной отказа жидкости циркулировать считается коррозия, портящая поверхность цилиндра. Автомеханики советуют заменять деталь один раз в два года. Некачественный тосол ведет к нарушению герметичности корпуса, где размещен воск. В результате сила трения штока увеличивается. Длительная задержка силового агрегата на холостом ходу дольше 10 минут приводит к скорому выходу из строя этой рабочей детали. Что же советуют специалисты для снижения риска повреждений?

к меню ↑

2.2 Типичные признаки неисправности

На рынке большую популярность получили изделия немецкого автопрома

Автомобилисты могут заметить проблемы с этим узлом по следующим признакам.

  1. Слишком быстро мотор нагревается.
  2. Температурный показатель растет до нормы чересчур долго.
  3. В ходе поездки двигательная стрелка опускается, наблюдается ее подъем при торможении.

Для выявления дефектов рекомендуется следить за всеми параметрами каждой детали, вовремя приезжать на профессиональную диагностику. Компьютерная методика поможет выявить на ранних стадиях малейшие проблемы, не допуская замены прибора и продлевая срок службы любимой «ласточке». Стоит прислушиваться к рекомендациям специалистов в сервисных центрах, обращаться в серьезные автомастерские с лицензией, хорошей материальной и технической базой, опытными мастерами, разбирающимися в тонкостях техустройств.

Неисправность 1. Термостат заклинило в открытом положении

Как показывает практика, заклинивание клапана в открытом положении является самой часто встречающейся неисправностью. Возникает она по разным причинам, у которых один и тот же исход. А именно — термостат независимо от температуры охлаждающей жидкости постоянно открыт. Это означает, что антифриз всегда циркулирует по большому контуру.

В результате заклинивания термостата в открытом положении возникают следующие проблемы:

  • двигатель долго прогревается летом;
  • зимой даже не выходит на рабочую температуру;
  • печка дует либо слегка тёплым, либо вообще холодным воздухом;
  • двигатель работает нестабильно и не на полную мощность;
  • значительно увеличивается расход топлива;
  • снижаются смазывающие свойства и текучесть моторного масла;
  • как следствие — ускоряется износ трущихся деталей двигателя.

Как правило, автолюбители обращают внимание на эту поломку именно в зимнее время года, когда нужна печка, а она не греет. Хотя на самом деле холод в салоне не является самым неприятным последствием данной неисправности термостата. Ускоренный износ мотора и повышенный расход топлива — куда более серьёзные проблемы.

Неисправность 2. Термостат заклинило в закрытом положении

Эта поломка встречается реже, чем первая, но зато она намного опаснее. Когда клапан термостата заклинивает в закрытом положении, охлаждающая жидкость может циркулировать только по малому контуру, а к основному радиатору доступ ей отрезан. В результате двигатель и печка нормально выходят на рабочую температуру, но вскоре антифриз перегревается и закипает. В системе создаётся очень большое давление, и её, в конце концов, разрывает в самом слабом месте.

В отличие от первой описанной неисправности, долго эксплуатировать автомобиль с заклинившим в закрытом положении термостатом не получится. Как только это случится, двигатель при первом же запуске быстро выйдет на рабочую температуру, и тут же начнёт перегреваться. Если своевременно не обратить внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости, то через несколько минут из-под капота повалит густой белый пар. Возможно, двигатель перегреется до такой степени, что произойдёт заклинивание деталей поршневого механизма, и тогда проблем будет ещё больше.

Заклинивание термостата в закрытом положении чаще всего происходит по одной и той же причине — расширяющийся состав вытекает из капсулы, и клапан более не может преодолевать сопротивление пружины. Также может случиться залипание тарелки клапана в корпусе термостата. Такое бывает после очень длительного простоя автомобиля, а вот при регулярной эксплуатации не встречается.

Неисправность 3. Термостат рано открывается и закрывается

Если термостат открывается слишком рано, охлаждающая жидкость из малого контура сбрасывается в основной радиатор, не достигнув нормальной рабочей температуры. В результате двигатель никогда не прогревается до конца. Соответственно, дефект сопутствуется плохой работой печки, немного повышенным расходом топлива, снижением приёмистости и другими проблемами, описанными при рассмотрении первой неисправности.

К счастью, встречается эта поломка очень редко. В основном, когда накануне в систему охлаждения устанавливается неоригинальный термостат. Дело в том, что у разных двигателей оптимальная рабочая температура отличается, и в соответствии с этими показателями разрабатываются и термостаты. В итоге, если на машину поставить неродную деталь, то клапан может открываться и закрываться слишком рано.

Неисправность 4. Термостат поздно открывается закрывается

Эти дефекты аналогичны предыдущим, но являются более опасными. Если рано открывающийся и закрывающийся термостат — это просто непрогретый двигатель, то при позднем срабатывании возможно кипение охлаждающей жидкости и разрушение системы. Вентилятор основного радиатора в данном случае, опять же, ничем не поможет, поскольку до датчика, включающего обдув, горячая жидкость доходит с опозданием.

Проявление этих неисправностей происходит по той же причине, что и в предыдущем случае. Установленный термостат рассчитан на срабатывание при других температурах. Однако не следует сбрасывать со счетов и такой вариант, что момент открывания и закрывания клапана сместился из-за износа. Например, если со временем ослабится пружина, возвращающая и удерживающая термостат в закрытом положении, то открываться он начнёт раньше, чем положено.

Неисправность 5. Термостат открывается или закрывается не до конца

Последняя распространённая поломка термостата — это когда его клапан по тем или иным причинам не может открыться или закрыться полностью. Данная неисправность не является такой критической или опасной, как заклинивание в закрытом положении. Но, всё же, некоторые неприятные последствия появятся.

Так, если термостат не закрывается до конца, большой контур не полностью отсекается от малого, когда двигатель холодный или пытается выйти на рабочую температуру. Уже такого, казалось бы, незначительного дефекта хватит для того, чтобы мотор долго прогревался, а зимой так и не вышел никогда на нормальную температуру. Опять же, печка греет плохо, топлива расходуется больше, моторное масло не достигает нужной текучести и так далее.

Второй вариант, когда клапан не до конца открывается, может быть куда опаснее. Проблема кроется в том, что при серьёзной нагрузке пропускной способности термостата не хватит, чтобы в нужном объёме сбросить перегретый антифриз в радиатор для охлаждения. Итог может быть таким же печальным, как описано в случае с заклиниванием клапана в закрытом положении.

к меню ↑

2.3 Как определить поломку?

Поскольку клапан отвечает за работу системы охлаждения, будет нарушена циркуляция жидкости по контурам. Зачастую термостат заклинивает в закрытом состоянии. Из-за этого антифриз не будет охлаждаться в полной мере даже при достижении 90-градусой температуры.

признаки неисправности термостата калина
В результате мотор перегреется. Как правило, после этого нарушается геометрия головки блока. Ремонту такая ГБЦ не подлежит – только замена. Поэтому не стоит игнорировать показания датчика температуры.

к меню ↑

2.4 Диагностика

Заметить проблемы легко зимой и сложно летом. В теплое время года движок не требует серьезных усилий для прогрева. Зимой же можно легко определить, зачем нужен термостат: двигатель может прогреваться медленно: указатель температуры с трудом идет к отметкам рабочего диапазона – свыше 75 гр С.

Правильная проверка функционирования термостата:

  • Прогреть движок до нормальной для его работы температуры. Следить, чтобы показатель оборотов не попал в красную область.
  • Заглушить мотор, открыть капот. На радиаторе есть два патрубка: верхний и нижний. Тактильным образом, то есть касаясь шлангов руками, определить какой из шлангов какой температуры. Если верхний шланг горячий, а нижний – холодный, значит термостату кирдык и у вас в системе охлаждения постоянно перекрыт большой круг...

То есть, когда двигатель вышел на рабочую температуру, охлаждающая жидкость должна идти через радиатор, а этого не происходит. Меняйте термостат.

Есть более «экзотический» метод проверки работоспособности устройства, – это народный способ, заключающийся в том, сто термостат надо снять с автомобиля. Узел помещается в емкость с водой, нагретой почти до температуры кипения- 100 гр С.

Вслед за этим нужно осмотреть и проверить, открывается ли клапан. Рабочий исправный термостат должен в горячей воде – при рабочей температуре легко открывать клапан. Если этого не происходит – значит не судьба ему работать дальше – придется заменить на новый.

При покупке нового термостата стоит выяснить, какова нормативная температура полного открытия клапана прибора. Хитрость заключается в том, что если прибор конструктивно «заточен» на высокую температуру открывания клапана, то двигатель может начать не только перегреваться, но и может «закипеть» раньше, чем прибор включится в работу.

Эта ситуация чревата серьезным последствиями для автомобиля в целом и мотора в частности. Ремонтные работы могут обойтись хозяину авто очень дорого, поэтому стоит предусмотреть этот момент заранее.

Ресурс

Механический термостат – крайне надежная деталь автомобиля, в которой практически нечему изнашиваться. Выходит он из строя лишь вследствие естественного износа трущихся частей стержня клапана, направляющей. Спрогнозировать пробег автомобиля, на котором потребуется замена, крайне сложно, но зачастую это происходит не ранее 150-200 тыс.км.

Гораздо чаще выходят из строя термостаты с электронным управлением. При этом неисправность может быть как в нагревательном элементе, так и в цепи управления от электронного блока управления двигателем (ЭБУ).

Использование некачественной охлаждающей жидкости, езда на воде, значительно ускоряют механический износ. Коррозии, отложения, накипь замедляют быстродействие клапана и могут стать причиной заклиниваний в открытом/закрытом положении.

Электронный термостат

Устройство системы охлаждения с электронным управлением на автомобилях Volkswagen, Skoda, Audi предполагает наличие нагревателя, встроенного в чувствительный элемент клапана термостата. На определенных режимах работы двигателя нагреватель используется для ускоренного открытия термостата.

Система самодиагностика способна во многих случаях определять характер неисправности и отображать его в коде ошибке. С помощью диагностического оборудования можно проверить работоспособность системы, не снимая термостат с автомобиля. Считав код неисправности после появления на приборной панели «Check Engine», вы можете увидеть:

  • обрыв цепи;
  • короткое замыкание на массу;
  • КЗ на +.

Косвенно проверить работоспособность нагревательного элемента можно, измерив его сопротивление. Обычно это значение в пределах 12-15 Ом, но перед проверкой лучше уточнить нормальное сопротивление конкретной модели электронного термостата.

Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете проверить нагреватель в домашних условиях. Бесконечное сопротивление будет свидетельствовать об обрыве нагревателя. Также в режиме измерения сопротивления можно проверить целостность проводов цепи управления. ЭБУ управляет нагревателем с помощью ШИМ-сигнала, поэтому без осциллографа в домашних условиях проверить сигнал не получится

к меню ↑

2.5 Плановая замена

Термостат относится к той категории запчастей, которая не имеет регламентированного срока замены. Качественное изделие служит до нескольких лет. В случае поломки термостата более всего страдает мотор — не соблюдается температурный режим. Здесь возможно два варианта, которые рассматривают относительно того, в каком положении “заело” термостат. Это может быть или перегрев двигателя, или, наоборот, недогрев вследствие интенсивного охлаждения. На памяти работников СТО много случаев, когда термостат на автомобиле работал то исправно, то выходил из строя — отдельные экземпляры этой детали ведут себя самым интересным образом.

Частыми причинами поломки является использование неподходящих жидкостей для охлаждения и нежелание их вовремя менять. Худший вариант — использование воды. Мы же поговорим о том, когда термостат подлежит замене, какие компании-производители достойны внимания, а также какие хитрости есть у бывалых автолюбителей.

к меню ↑

3 Как выбрать термостат

Термостат – элемент системы охлаждения двигателя, отвечающего за регуляцию температуры антифриза. Без этой детали тепловой режим не будет поддерживаться. Подробнее рассказывают специалисты Avto.pro .

Главная задача – блокировка потока антифриза до того момента, пока двигатель не прогрелся. Когда температура двигателя высока, термостат открывается и способствует прохождению жидкости. Когда двигатель холодный, антифриз не проходит через термостат. Прибор является двухконтурным .

Малый контур работает до температур 85-90°C, иначе называемых рабочими. При более высоких температурах открывается пропуск в большой контур, т.е. начинает свою работу радиатор, после чего жидкость охлаждается и идет обратно в малый контур. Температура открытия указана на корпусе прибора. Как видите, система замкнутая, и малейшая неисправность сказывается на ее работе.

к меню ↑

4 Рейтинг лучших производителей термостатов для авто

Номинация место производитель рейтинг
Рейтинг лучших производителей термостатов для авто 1 Wahler 5.0
2 MAHLE 4.9
3 WEEN 4.8
4 METAL-INCAR 4.7
5 Behr Hella 4.6
6 TAMA 4.5
7 Vernet 4.4

к меню ↑

4.1 Wahler

Рейтинг: 5.0

Крупным специалистом в области автомобильных термостатов является немецкая компания Wahler. Фирма была создана в 1902 г, но первый термостат для автомобиля Mercedes был изготовлен только в 1938 г. За более чем вековую историю сотрудники Wahler придумали много новых конструкций, которые нашли свое применение в автомобилях BMW, VW, SKODA, RENAULT, FORD, GM, FIAT, PEUGEOT, PORSCHE, SAAB, VOLVO. Производитель владеет тремя заводами в Германии, еще множество филиалов разбросано по 40 странам мира. За большое количество патентов и высокое качество эксперты отдали бренду пальму первенства в нашем рейтинге.

Отечественные автомобилисты с восхищением отзываются о термостатах Wahler. Они отличаются надежностью, долговечностью, хорошей комплектацией и демократичной ценой.

Достоинства

  • немецкое качество;
  • демократичная цена;
  • хорошая комплектация;
  • собственные разработки.

Недостатки

  • не обнаружено.

к меню ↑

4.2 Прамо

Эта российская компания производит свой товар не в далёком Китае, а на предприятиях во Владимирской и Тверской областях. Подобный факт говорит об адаптации деталей к нашим климатическим условиям.

Описание конструкции. Корпус и крышка детали выполнены из термостойкого пластика. На обеих деталях выгравирована надпись о производителе, номера фирмы-изготовителя, а также температура открытия устройства.

Производитель позаботился о качестве защиты своей продукции от подделок на рынке. Помимо этой надписи термостат отличается фирменной упаковкой, наклейками с информацией о продукте.

Для лучшей герметизации соединений малого контура термического элемента на основном клапане имеется уплотнительное кольцо, входящее в комплект.

Срок службы. Рабочий ресурс детали – 12 месяцев.

Плюсы Прамо

  1. Опрятный внешний вид без облоя и заусенцев.
  2. Доступная стоимость товара.
  3. Защита от подделок.
  4. Надёжный корпус.

Минусы Прамо

  1. Встречаются жалобы по несоответствию температуры открытия термоэлемента.
  2. Нестабильная работа, залипает.
  3. Нельзя заменить неисправный термоэлемент – отсутствует резьбовое соединение.

к меню ↑

4.3 FINORD

Термостаты финской компании, основанной в 2001 году, заслужили авторитет у потребителей отличным качеством. Это подтверждают и полученные фирмой сертификаты соответствия международным нормативам ISO 9001/9002, QS9000, а также немецкому стандарту VDA6.1.

Описание конструкции. Производители используют в конструкции усовершенствованный клапан байпасного типа. Его отличительная черта – мгновенная реакция на изменения в температурном режиме. Устройство выполнено из высококачественных стальных и латунных материалов.

Медь используется для изготовления корпуса датчиков. В комплект детали входит уплотнительное кольцо из эластичной резины. Продукция финнов хорошо защищена от фальшивых изделий. На корпусе термостата, перепускном клапане выгравирована маркировка о дате выпуска, производителе, температуре открытия.

Срок службы. Гарантийный срок для термостатов FINORD – шесть месяцев.

Плюсы FINORD

  1. Отлично показывает себя при интенсивной работе в широком температурном диапазоне.
  2. Аккуратная упаковка, презентабельный внешний вид.
  3. Кольцевые рёбра корпуса помогают сохранить герметичность устройства.
  4. Стабильное открытие по заданной температуре.

Минусы FINORD

  1. Изредка попадается заводской брак – термостат не держит установленную температуру.
  2. Встречается облой на патрубках.

В целом автолюбители рекомендуют данную деталь финской компании к покупке.

к меню ↑

4.4 Ween

Торговая марка Ween образовалась в результате слияния двух компаний: Ween H&H из Нидерландов и японской Toyota Tsusho Corporation. Предприятия, выпускающие данную продукцию, располагаются на территории Китая, Южной Кореи, Польши, Великобритании и Нидерландов.

Детали производятся для вторичного рынка. Они реализуются во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Термостаты выделяются качеством материалов, надёжностью, что подтверждается сертификатами ISO/TS 16949:2002.

Описание конструкции. Конструкция изделия состоит из основного клапана, элемента управления устройством, перепускного клапана, пружин. Температура открытия детали: 87°C.

Срок службы. Рабочий ресурс термостата составляет — 48 месяцев либо 160000 км.пробега.

Плюсы Ween

  1. Длительный срок эксплуатации.
  2. Красивая упаковка с информацией о бренде.
  3. Прочный материал корпуса.
  4. Стабильная работа.
  5. Нет проблем с установкой.

Минусы Ween

  1. Попадается брак – не держит заданную температуру.

к меню ↑

4.5 TAMA

Tama Enterprise Inc – является одним из авторитетных производителей термостатов. Её продукция хорошо известна на рынках более 130 стран мира. Эти детали используют у себя на конвейерах в качестве оригинальных такие известные автомобилестроители, как Mazda, Toyota, Honda, Subaru, Mitsubishi.

Нужно отметить, что изделия TAMA подходят для узла охлаждения двигателя не только производства Японии, но и многих других марок компаний из других стран.

В широком ассортименте японской компании есть место для термостатов различных видов, их компонентов: термоэлементов, крышек, колец уплотнения и т. д.

Описание конструкции. TAMA производит прямоточные и интегрированные термостаты, с верхним, нижним и боковым перепускными клапанами, низкотемпературные изделия для спорткаров.

Устройства помогают регулировать температуру охлаждения силового агрегата, направляя жидкость из малого в большой контур или обратно в зависимости от прогрева двигателя.

Срок службы. Ресурс данного термостата составляет 2 годи или 160000 км. пробега.

Плюсы TAMA

  1. Отличное качество продукции.
  2. Качественная сборка.
  3. Высокая степень защиты от подделок.
  4. Длительный рабочий ресурс.
  5. Стабильная работа при критических температурах.

Минусы TAMA

  1. «Плавает» температура при стоянии машины в пробках.

Чтобы купить фирменную продукцию, рекомендуется обращать внимание на качество упаковки, наличии информации о производителе, дате выпуска и др.

к меню ↑

4.6 Behr Hella

Эта торговая марка из Германии принадлежала до 2021 года концерну Behr Hella Service GmbH. В настоящее время её владельцем стала другая известная немецкая фирма Mahle.

Описание конструкции. Термостат немецкой компании состоит из корпуса, термоэлемента, к которому прикреплены тарелки основного и перепускного клапанов. За перемещение механизмов отвечает шток, также входящий в конструкцию термоэлемента.

При выпуске продукции производители используют материалы высокого качества: сталь, медь, нефтяной воск. Последний компонент, восковой шарик, оказывает давление на шток. В зависимости от его состояния: жидкообразного или твёрдого, происходит открытие или закрытие клапанных тарелок.

Срок службы. Рабочий ресурс составляет — 2 года либо 160000 км. пробега.

Плюсы Behr Hella

  1. Длительный срок службы.
  2. Широкий ассортимент моделей термостатов.
  3. Высокое качество сборки.
  4. Сохранение рабочих характеристик при низких температурах «за бортом».

Минусы Behr Hella

  1. Высокая стоимость детали.

к меню ↑

5 Как проверить работоспособность термостата

Проверить термостат можно двумя путями: без снятия, не

разбирая систему охлаждения (а в некоторых автомобилях – половину «передка»),

или со снятием – извлечь его из корпуса, оценив визуально, мануально, и подвергнув

температурному тесту.

к меню ↑

5.1 Термостаты с электронным управлением открытия

Сейчас на большинство автомобилей младше 2010 года устанавливаются именно они, поэтому прежде всего машине нужна диагностика нормальным фирменным сканером. Самая распространенная проблема «по температуре» – это коррозия или перегорание термопар в датчике, на который ориентируется ЭБУ, давая сигнал к открытию большого круга и срабатыванию вентилятора. Плюс, если они есть – сразу будут видны ошибки по помпе, давлению масла, контроллеру вентилятора.

к меню ↑

5.2 Проверка без снятия

Касательно узлов с механическим приводом (восковых), не

снимая термостат, можно узнать только то, открывается их клапан, или нет. При

какой температуре он срабатывает, время срабатывания, полностью он открыт при

работе, или нет – узнать точно, не снимая его – нельзя.

Простейший тест работоспособности терморегулятора:

  1. На холодном моторе – заведите машину, прогрейте

    движок примерно до 50⁰C, и пусть работает дальше.
  2. Сравните (рукой) температуру между верхним и

    нижним патрубком радиатора (в норме верхний – теплый, нижний – холодный).
  3. Прогрев мотор до 85–90⁰C, еще раз

    сравните. Если нижний (ведущий к ГБЦ) патрубок тоже стал нагреваться – термостат

    начал открываться, он рабочий.

Подобная проверка не

может заменять полноценную диагностику, но даст, как минимум, направление

поиска, если вы не уверены, кто «виноват», радиатор, помпа, или, все же

терморегулятор.

к меню ↑

5.3 Проверка со снятием

Самая простая проверка занимает две минуты – время достаточное

чтобы вскипятить 500 мл воды, и погрузить термостат в емкость с этой водой.

Порог срабатывания устройств с механическим приводом (плавлением воска) – лежит

в диапазоне 82–105⁰C, поэтому в кипятке рабочий клапан раскроется.

Если этого не произошло – подогрейте воду, или добавьте

немного «свежего» кипятка, чтобы жидкость была ближе к температуре кипения

(возможно, настройки конкретного устройства выше, до 110⁰C).

Исправный клапан начнет открываться, неисправный – нет. Дальше – остудите воду

и проверьте – закрывается ли клапан полностью, при температуре ниже 60оС.

Проверка термостатаПроверка термостата
Проверка термостата в кипятке

Кроме простой проверки «работает-не работает», сняв

устройство, вы сможете убедиться в отсутствии физических помех его полному

открыванию и закрыванию: износа или перекоса штока, налипших хлопьев окисла –

продуктов распада некачественного антифриза.

Еще работоспособность определяется соответствием температуры

срабатывания термостата расчетному заводскому значению (выбитому прямо на

корпусе изделия). Это соответствие вы сможете измерить любым электронным

термометром, подогревая воду постепенно. Допустимая погрешность лежит в районе

0,5–1,0⁰C.

Скорость срабатывания вы можете определить только «на глаз».

Жестких заводских стандартов для этой величины нет. Здесь важно – насколько (полностью,

или нет) происходит открытие канала. В норме, ход подъема клапана – не менее 1

см.

Однако, если он

настроен на температуру 110⁰C – в бытовых условиях вы этого не

добьетесь: плюсом к температуре для проверки нужно обеспечить давление 1,4–2,0

атм.

к меню ↑

5.4 Стоит ли проверять, не снимая с машины?

Преимущество диагностики по степени нагрева патрубка в том, что можно проверить термостат, не снимая с автомобиля. Но в отличие от теста в домашних условиях, метод не позволяет точно оценить температуру открытия и скорость срабатывания.

Контролируя степень нагрева жидкости, вы можете несколько раз подряд сымитировать смену режимов охлаждения и прогрева двигателя. Коварство неисправностей в том, что они могут проявлять себя периодически. Поэтому при серьезных подозрениях на неправильную работу термостата мы рекомендуем проверять его только тестом в домашних условиях.

к меню ↑

6 Способы проверки работоспособности термостата

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работоспособность термостата – очень важный фактор, влияющий на температурный режим и ресурс двигателя. Особенно опасными являются поломки, когда термостат открывается с запозданием, либо не делает этого вообще. Такой дефект грозит не только снижением ресурса двигателя, но и моментального выхода его из строя. Когда термостат открывается рано, либо навеки вечные застывает в открытом положении – это не критическая поломка. Но из-за нее двигатель будет прогреваться дольше, а зимой прогреть его до нормальной температуры вообще не получится. Соответственно, ждать тепла из печки тоже не придется.

Именно поэтому важно следить за состоянием термостата, своевременно выявлять его неисправности, и устранять их. К сожалению, данная деталь является неремонтопригодной, потому починить подобные поломки можно только заменой.

Теперь о том, как проверить работу термостата. Сделать это можно несколькими способами, и ниже описаны пять самых простых и доступных. При этом, четыре из них позволяют проверить термостат не снимая его, то есть без сливания охлаждающей жидкости и разборки системы охлаждения.

к меню ↑

6.1 Способ №1. Время прогрева двигателя до рабочей температуры

Этот метод подходит только для тех автовладельцев, которые более или менее «знают» свой автомобиль и его «повадки». Если накануне двигатель выходил на рабочую температуру на порядок быстрее, чем сейчас, то, скорее всего, виноват в этом именно термостат.

Особенно этот способ наглядно работает зимой, когда на улице отрицательная температура. При таких условиях, если термостат заклинило в открытом положении, прогреть двигатель до рабочей температуры не получится никогда. Охлаждающая жидкость будет постоянно проходить через радиатор, и успевать охлаждаться быстрее, чем двигатель будет подогревать ее в рубашке.

Если термостат исправен, то стрелка температуры охлаждающей жидкости начинает бодро подниматься уже на первых минутах прогрева мотора даже в мороз.

Данный способ диагностики позволяет выявить только одну из описанных выше поломок термостата. Если его, например, заклинило в закрытом положении, либо он начал открываться с запозданием, по времени прогрева двигателя определить эти дефекты не представляется возможным.

к меню ↑

6.2 Способ №2. Поведение указателя температуры ОЖ во время работы двигателя

Чтобы выявить дефекты термостата этим способом, достаточно знать, как ведет себя температура охлаждающей жидкости, когда он исправен. Способ заключается в наблюдении за изменениями температурных режимов двигателя в процессе движения (или стоянки с работающим мотором).

Когда термостат исправен, то глядя на стрелку на приборной панели (или на цифровое отображение температуры), можно наблюдать следующую картину. После прогрева двигателя стрелка достигнет определенного максимального значения, и без особых нагрузок резко изменять свое положение не будет.

Если на двигатель дать повышенную нагрузку – поехать в затяжную горку, или по плохой дороге на первой/второй передаче, то можно будет заметить момент, когда стрелка (или показатели цифрового термометра) резко изменит свое положение в меньшую сторону. Это говорит о том, что термостат из-за резкого повышения температуры охлаждающей жидкости открылся полностью, и в малый контур «хлынула» охлажденная в радиаторе жидкость.

Если термостат неисправен, то такие резкие падения температуры наблюдаться не будут никогда. Если термостат заклинило в открытом положении (или он открывается слишком рано), то стрелка плавно будет перемешаться в нижней зоне шкалы, как правило, не нормы и до половины. Во время резких нагрузок температура будет неуклонно расти, и резких спадов вы не заметите. Плавный спад будет наблюдаться только тогда, когда включится вентилятор радиатора, либо уменьшится нагрузка на мотор.

к меню ↑

6.3 Способ №3. Примерное измерение фактической температуры ОЖ

Проверка выполняется только на полностью остывшем двигателе. Примерное измерение температуры охлаждающей жидкости заключается в тактильном прощупывании резиновых патрубков системы охлаждения.

Внимание! Не прикасайтесь к металлическим деталям двигателя (корпусу термостата, радиатору и т.д.), так как это может привести к серьезным ожогам.

Для начала необходимо найти нужные нам патрубки. Первый должен быть частью малого контура. В идеале найти тот, который является входным в термостат. Второй патрубок, который нужен для проверки, является входным в основной радиатор. Как правило, вычислить его легко – он подходит к радиатору ближе в верхней его части.

Запустите двигатель. Перейдите к нужным патрубкам, и (если это позволяет конструкция моторного отсека) и возьмите их руками – один правой, второй левой. Если патрубок малого контура становится заметно теплее, а тот, который идет к радиатору, остается холодным, то термостат точно не заклинило в открытом (или в слегка приоткрытом) положении.

К сожалению, этим простым способом невозможно определить, своевременно ли открывается термостат, и не заклинило ли его в закрытом положении.

к меню ↑

6.4 Способ №4. Точное измерение фактической температуры ОЖ

Этот метод является самым лучшим из всех описанных, так как позволяет выявить практически все типовые поломки термостата. Причем очень точно. Но для его реализации потребуется прибор, позволяющий точно измерить температуру в диапазоне от 20°C до 150°C. Такими способностями обладает два типа приборов, доступных для домашнего использования.

  1. Первый – это мультиметр с режимом измерения температуры. В комплекте к таким приборам, помимо стандартных щупов, идет так называемая термопара. Это два провода, которые подсоединяются к мультиметру, а на втором конце имеется датчик, «измеряющий» температуру (в кавычках измеряющий потому, что этот датчик не измеряет температуру, а изменяет свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры). Преимущество этого прибора – низкая цена (пара долларов за вполне работоспособную версию). Однако есть и недостатки. Первый из них – не очень высокая точность. Второй – термопару необходимо закреплять на объекте измерения, причем так, чтобы температура окружающего воздуха не влияла на измерения.
  2. Второй прибор – называется пирометром. В наше время благодаря китайцам такой девай тоже можно купить по вполне адекватной цене. Точность дешевых пирометров, конечно, уступает профессиональным моделям (которые стоят за тысячу долларов), но для рассматриваемой здесь задачи – ее более чем достаточно. Преимущество прибора в том, что с его помощью можно измерить температуру патрубков системы охлаждения в любом месте с небольшого расстояния (да еще и в нескольких местах почти сразу, и сравнить показания).

Начнем с более дешевого варианта – мультиметра с функцией термометра. Его датчик необходимо примотать изолентой или скотчем ко входному патрубку термостата (малый контур). Далее запускается двигатель и проводятся наблюдения. Если термостат исправен, то показания прибора вырастут до 80-90°C, после чего начнут «плавать» в этом районе. При этом, пока указанная температура будет набираться, патрубок, идущий к радиатору, будет оставаться холодным.

Таким образом можно определить примерную температуру срабатывания термостата на открытие, а также определить, не открывается ли он слишком рано, либо не заклинило ли его в каком-либо из положений.

С помощью пирометра проверка проводится аналогично, но благодаря удобству использования температуру одновременно можно мониторить и на малом контуре, и за его пределами.

к меню ↑

6.5 Способ №5. Тест термостата в емкости с водой

Для выполнения этой проверки термостат надо снять. Также этот способ хорош для проверки только что купленного нового термостата. Для его реализации понадобится металлическая посуда и погружной термометр, способный измерять температуру воды до 120°C.

Термостат подвешивается в емкости с водой так, чтобы он полностью находился в жидкости, но при этом не касался дна или стенок посуды. Это необходимо для того, чтобы термостат сработал именно от нагрева воды, а не от тепла емкости (ее температура гораздо выше). В эту же посуду опускается термометр, и вода нагревается на плите.

Исправный термостат начнет открываться ровно при той температуре, которая выгравирована на его корпусе. Для вазовских моделей это 85-90°C. У иномарок может быть больше.

Итого этот способ позволит определить, при каких температурах термостат начинает открываться, открывается полностью и закрывается.
 

к меню ↑

7 Как поменять термостат: пошаговая инструкция

Если терморегулятор на вашем авто расположен низко – не старайтесь обойтись без ямы или подъемника, иначе работать будет неудобно, долго, и опасно.

Из-за значительных различий в конструкции и архитектуре двигателей разных марок, это руководство – как правильно менять терморегулятор – дано в общем и схематически. На одних автомобилях, чтобы добраться до терморегулятора, обязательно снимать ремень навесного, у других – вынимать помпу (как, например, в автомобилях концерна WAG, где непосредственно рабочий элемент и плата управления терморегулятором совмещены в едином корпусе с водяным насосом), а у третьих – все просто, поэтому смотрим только последовательность и основные моменты.

Замена термостата
Замена термостата

Порядок работ:

  1. Установите автомобиль так, чтобы передняя ось была горизонтальной, и находилась чуть выше задней. Зафиксируйте колеса, поставьте машину на ручник.
  2. Если для доступа к узлу потребуется снять расширительный бачок – сначала откачайте из него ОЖ.
  3. Открыв сливную пробку (кран) внизу радиатора, слейте антифриз в емкость. Верхнюю крышку (если она есть) – тоже надо открыть.
  4. У автомобилей с нижним расположением термостата (в блоке) систему нужно осушать, полностью сливая ОЖ. Найдите в мануале самую нижнюю пробку, слейте антифриз с нее.
  5. Освободите доступ к непосредственно детали, сняв патрубок системы охлаждения.
  6. Извлеките термостат, замените его на новый, сменив заодно прокладку (в комплекте).
  7. Наденьте, и хорошо закрепите патрубок, проверьте все видимые части – нет ли трещин или потеков. Если есть – меняйте резину тоже.
  8. Смонтируйте назад все, что было снято, закройте сливную пробку радиатора, залейте новый (или чистый б/у антифриз) до отметки.
  9. Закройте бачок, заведите мотор, прогрев двигатель до нормы. Проверьте уровень ОЖ. При необходимости – долейте.

Когда меняете антифриз, важно заполнить систему равномерно, не создавая воздушных пробок в ее верхних точках. Для этого на сервисе применяется вакуумное оборудование, полностью извлекающее жидкость, без потерь.

Сливая охлаждающую жидкость самостоятельно, собирайте ее в контейнер и не выливайте на землю, или на асфальт. Антифриз – это яд!

к меню ↑

7.1 Демонтируем генератор и термостат

Чтобы поменять термостат на двигателе 1ZZ, необходимо демонтировать генератор, что позволит получить свободный доступ. Для этого понадобится проделать следующее:

Снимаем генератор
Снимаем генератор

  • снять с мотора пластиковую декоративную крышку;
  • ослабить регулировочный болт натяжения приводного ремня генератора и снять ремень;
  • в дальнейшем выкручиваются фиксирующие крепления генератора.

После получения доступа к термостату, приступаем к его демонтажу. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  • торцевой головкой или накидным ключом на десять, откручивается термостат с патрубком. Он закреплен к силовому агрегату двумя гайками;
  • аккуратно поддев термостат, изымаем его из посадочного места. Если предварительно не сливалась охлаждающая жидкость, то в процессе указанной операции выльется порядка трех с половиной литров;
  • остается установить новую деталь, и выполнить процесс сборки в обратном порядке.

Откручиваем патрубок
Откручиваем патрубок

к меню ↑

7.2 Тонкости подбора подходящего элемента и установка

При выборе нового термостата необходимо обращать внимание на длину штока клапана. Она должна быть идентична заводскому. Если шток будет короче, то он не сможет полностью перекрыть малый контур охлаждения. Это приведет к работе двигателя в повышенном температурном режиме. Также необходимо учитывать, что термостат на двигателе 1ZZ должен открываться при температуре 88 градусов.

При установке нового элемента, важным моментом является замена резиновой прокладки. Она одевается по окружности клапана, благодаря наличию центральной внутренней прорези, до установки детали в посадочное место. После этого выполняются оставшиеся операции по замене запчасти. По их окончанию, понадобится залить тосол. Объем будет зависеть от способа замены, т.е. сливалась ли охлаждающая жидкость.

Прокладка термостата

к меню ↑

7.3 Выгоняем воздух из системы

После замены термостата 1ZZ потребуется выгнать воздух из контура охлаждения. Для этого потребуется прогреть мотор до температуры открытия клапана, указывается непосредственно на детали. Дать двигателю поработать с открытой крышкой расширительного бочка с охлаждающей жидкостью. При этом периодически придавливая нижний и верхний патрубки системы охлаждения.

Замена термостата

Это будет сопровождаться постепенным заполнением системы антифризом. По мере его убывания, следует доливать требуемое количество. Показателем отсутствия воздуха в контуре охлаждения станет прекращение понижения уровня антифриза в расширительном бочке, стабильная температура мотора в диапазоне от 83 до 95 градусов и хорошо греющая печка.

к меню ↑

8 Продлеваем срок службы термостата

Как правило, деталь не отказывает внезапно после года эксплуатации. Такое бывает разве что при покупке некачественного и недорогого аналога. Но и в случае с таким термостатом, период эксплуатации можно растянуть вплоть до выхода из строя.

Основные требования предъявляются к охлаждающей жидкости. Если не заменять ее своевременно, возможно отложение на деталях нежелательных накоплений, выход из строя присадок. При этом жидкость нужно менять полностью, а не подливать по мере необходимости. Это также позволяет защититься от коррозии. Как показывает практика, высокую коррозийную защиту обеспечивает тосол. При этом он не обеспечивает максимальную теплоотдачу. Последнего недостатка лишен качественный антифриз.

к меню ↑

9 Особенности эксплуатации термостата


Способность открываться полностью или частично позволяет термостату довольно эффективно и гибко поддерживать оптимальную температуру ДВС при различных режимах эксплуатации мотора. Причём, терморегулятор позволяет уменьшить амортизацию компонентов силовой установки и токсичность выхлопных газов.

к меню ↑

10 Советы специалистов

При осмотре машины, когда греется двигатель, лучше придерживаться советов экспертов:

  • подборка качественных деталей;
  • слив антифриза;
  • проверка уровня охлаждающей жидкости;
  • параллельная диагностика всех узлов.

Во время тестирования транспортного средства необходимо убедиться в целостности подогрева дросселя. Порой трубка перекрывает доступ жидкости, элемент не работает должным образом. При замене термостата надо убедиться в том, что все трубки подсоединены. Короб фильтра крепится в последнюю очередь.

В заключение

Термостат в транспортном средстве является сложным элементом, который отвечает за охлаждение двигателя. Если его замена произведена неправильно, велика вероятность поломки машины. Когда двигатель нагревается, легко полностью износить мотор и основные узлы. Выходит из строя радиатор, насосы, фильтры.

Источники


  • https://avtika.ru/pri-kakoy-temperature-dvigatelya-otkryvaetsya-termostat/
  • https://blikon2012.ru/obogrevateli/srok-sluzhby-termostata-avtomobilya.html
  • https://kupi-krasku.ru/obogrevateli/avtomobilnyj-termostat.html
  • https://karniz-dv.ru/obogrevateli/srok-sluzhby-termostata-avtomobilya.html
  • https://FB.ru/article/449832/termostat-temperatura-otkryitiya-vidyi-i-printsip-rabotyi
  • https://ecoteplo.pro/termostat/
  • https://AkpProfi.ru/motor/srok-sluzhby-termostata-avtomobilya.html
  • https://ElectroInfo.net/informacija/princip-raboty-termostata-ustrojstvo-naznachenie-osnovnye-funkcii-i-vidy.html
  • https://coppeer.ru/pri-kakoj-temperature-dolzhen-otkryvatsja-termostat/
  • https://shipshina.ru/article-320-5-sposobov-kak-proverit-termostat-sistemi-ohlazhdeniya-avtomobilya.html
  • https://AutoGudok.com/article-481-proverka-termostata-tremya-sposobami-i-pyat-ego-neispravnostey.html
  • https://ETanchiki.ru/obogrevateli/srok-sluzhby-termostata.html
  • https://moto163.ru/ts-i-tyuning/termostat-88-gradusov-dlya-tojota.html
  • https://mashinapro.ru/1949-chto-takoe-termostat-v-mashine-i-zachem-ego-menyat.html
[свернуть]

Рассчитайте утепление своего дома

Перейти к расчёту
Adblock
detector