Теплый пол в гараже: какой лучше и как сделать своими руками

Содержание   

  1. Нужен ли тёплый пол в гараже, его плюсы и минусы
    1. Главный недостаток ТП в гараже
    2. Другие минусы ТП в гараже
    3. Препятствующие факторы
    4. Требования
  2. Виды тёплых полов
    1. Водяные
    2. Электрические
    3. Примерные цены
  3. Делать или не делать?
  4. Когда нужно задуматься об установке теплого пола?
    1. Некоторые тонкости обогрева гаражного помещения
  5. Рационально ли устанавливать водяной тёплый пол в гараже?
    1. Какое покрытие лучше?
    2. Возникающие трудности установки и использования
  6. Инструкция по изготовлению пола
    1. Этапы операций
    2. Нюансы выполнения
  7. Технология укладки электрического теплого пола в гараже
    1. Подготовительные работы
    2. Инструкция по монтажу
    3. Укладка нагревательных элементов
    4. Подключение
    5. Расчет мощности нагрева
    6. Обзор популярных моделей
  8. Монтаж водяного тёплого пола
    1. Разработка укладочной схемы и расчёт
    2. Инструменты и материалы
    3. Подготовка основания
    4. Гидро и теплоизоляция
    5. Укладка трубопровода
    6. Коллекторно-смесительный узел
    7. Заливка стяжки
    8. Пошаговая инструкция по монтажу
    9. Проблемы монтажа и эксплуатации
  9. Система отопления гаража на тосоле: рассказываю подробно
    1. Достоинства и недостатки
    2. Укладка теплого пола на антифризе
    3. Заливка в отопительную систему
  10. Теплый пол в автомобиль своими руками.
    1. Делаем тёплый пол в автомобиле
  11. Техника безопасности
  12. Общие советы

1 Нужен ли тёплый пол в гараже, его плюсы и минусы

В гараже не редко требуется заглянуть под машину, для этого необходимо лечь на пол. Вот почему многие владельцы задумываются об установке обогрева, при этом большинство отдают предпочтение тёплым полам.

Производить ремонт лёжа на отапливаемой поверхности не только комфортно, но и не опасно для здоровья. Да и для автомобиля, зимой стоять в обогреваемом боксе лучше, чем на морозе.

Кроме того, такое отопление способно равномерно прогревать помещение. Расходы не значительные, так как достаточная температура для гаража 15 градусов — это комфортные условия, как для человека, так и для автомобиля. А если применять газовые или твёрдотопливные котлы, то затраты будут ещё ниже. При утеплении стен и потолка, поддерживать требуемый температурный уровень несложно.

Возможна удалённая регулировка, при установке соответствующего оборудования.

Нельзя не сказать и о недостатках греющих полов:

  • При заезде машины с мороза в отапливаемый гараж, начинает таять и стекать снег. В автомобиле есть места, которые не доступны для обработки антикоррозийными средствами, но влажный воздух туда может попасть.

Жидкость нагреваясь, испаряется и создаётся конденсат, который воздействует на холодные детали машины. И пока не прогреются все части, влага успеет негативно повлиять на них. Многие пытаются решить эту проблему, установив приточно-вытяжную вентиляцию.

  • Пол в гаражном помещении находится под постоянным давлением от веса автомобиля. Поэтому, требуется правильно рассчитать нагрузку и произвести грамотно монтаж, чтобы тяжесть от колёс не нарушила работу системы.
  • Ремонт отапливаемой конструкции сложен, так как придётся полностью демонтировать поверхность.
  • Металлические элементы на воротах могут примерзать, а снаружи двери возможно появление наледи.
  • При монтаже водяного пола, если отсутствует источник горячего водоснабжения, потребуется установка оборудования для нагрева воды.
  • При использовании электрического отопления, будут хоть и не значительные, но постоянные траты на энергию.

к меню ↑

1.1 Главный недостаток ТП в гараже

После того как замёрзшая машина заедет в гараж с ТП, начнётся процесс таяния снега и стекания грязи. Любой автомобиль имеет полости, поверхности которых недоступны для обработки антикоррозийными составами. Но эти отверстия вполне проницаемы для влажного воздуха.

Под воздействием нагрева снизу вода начнёт испаряться и конденсироваться на всё еще холодных деталях авто. Пока ТП прогреет днище и прочие металлические элементы машины, влага успеет оказать свое пагубное воздействие. По этой причине многие автовладельцы уверены в том, что для обогрева гаража лучший вариант – тепловые конвекторы и качественная приточно-вытяжная вентиляция.

к меню ↑

1.2 Другие минусы ТП в гараже

При непродуманном устройстве ТП в гараже возможны и другие неприятности:

  1. Вода, стекающая с машины и от растаявшего снега, будет подтекать к металлическим воротам, за которыми минусовая температура.
  2. С внешней стороны ворот неизбежен нарост изморози.
  3. Металлические детали ворот и калитки могут примерзать друг к другу.
  4. Испарившаяся влага, находящаяся в воздухе, будет конденсироваться на холодных элементах конструкции гаража, образуя оледенение.

к меню ↑

1.3 Препятствующие факторы

Когда создаётся теплый пол в гараже своими руками, появляются трудности, связанные с монтажом и использованием в будущем.

1. Проблема:

По причине заливки бетонного основания возникают немалые нагрузки на плиту.

Решение:

Использовать пластификаторы и присадки, что повысит прочность. При этом желательно проводить заливку теплого пола в гараже готовыми смесями. Толщина плиты — не менее 10 см. А чтобы не возникли трещины, следует следить за высыханием раствора и не допускать быстрого высыхания. Накрыть плёнкой и поливать 7 дней.

2. Проблема:

Цементная стяжка забирает часть тепла, и часть расходуется на нагрев напольного покрытия.

Решение:

Чтобы эффективно использовать потребление тепла, можно обратиться за помощью к компьютерным программам, осуществляющие расчёты.

3. Проблема:

Неминуемость сезонных изменений.

Решение:

Чтобы обеспечить работу в любое время года, необходимо предусмотреть клапан для сброса теплоносителя. Это позволит защитить систему отопления.

к меню ↑

1.4 Требования

Прежде чем приступить к монтажным работам, составляют схему ТП. На её основании определяют требуемое количество материалов, рассчитывают мощность системы отопления. При её проектировании учитывают требования, предъявляемые к устройству тёплого пола и используемым материалам.

Водяные полы:

  1. Нагревательный контур должен отстоять от стен не менее, чем на 15 см.
  2. Согласно СНиП 41-01-2003, п. 6.5.12, температура ТП для помещений с временным нахождением людей не должна превышать 31°С, с постоянным присутствием человека – 25°С.
  3. Согласно СП 41-102-98, перепад температур на разных участках отопительной системы не должен превышать 10°С.
  4. Согласно СП 41-102-98 п. 3.5 а, предельно допустимая температура теплоносителя – 55°С.
  5. Поверхность, на которую укладывают ТП, должна быть ровной. Допустимы перепады в пределах 5 мм. В противном случае высок риск «завоздушивания» труб.
  6. До заливки стяжки по периметру помещения, вокруг колонн и других возвышающихся над нижним перекрытием элементов необходимо проложить демпферную ленту.
  7. В целях предотвращения утечки тепла по направлению к грунту или в нижнее помещение укладывают слой теплоизоляции. Оптимальный выбор – фольгированные материалы толщиной 5-10 мм.
  8. Рекомендуется использовать любой из двух способов укладки петель: «одиночный змеевик» или «спиральная». В первом варианте распределение температуры поверхности пола будет неравномерным. Такой способ оптимален для локального обогрева какого-либо пространства гаража (например, в месте стоянки авто).
  9. Монтаж труб должен осуществляться согласно разметке, нанесённой на теплоизолятор. Для выполнения задачи используют якорные скобы, которые крепят с шагом 30-40 см.
  10. При заливке стяжки давление в трубах должно соответствовать 0,3 Мпа.

Электрические полы:

  1. Нагревательные элементы укладывают на расстоянии не менее 5 см от мебели, стояков централизованной системы отопления, бытовой и иной техники.
  2. Для максимальной эффективности системы ТП, нагревательными элементами должно быть охвачено не менее 70% площади помещения.
  3. Блок управления размещают не ниже 90 см от пола.

к меню ↑

2 Виды тёплых полов

Тёплые полы бывают — водяного и электрического типа, они различаются по способу обогрева, конструкции и технологии возведения.

Ниже мы подробно разберем каждый вид, их преимущества и недостатки, представим инструкцию, как самостоятельно произвести укладку.

к меню ↑

2.1 Водяные

Водяной пол — сооружение из труб (металлопластиковых или стальных – узнайте какие трубы лучше выбрать и почему), по которым движется нагретый теплоноситель. Конструкция подключается к центральной отопительной системе или к источнику питания автономного типа (газовые, электрические или твёрдотопливные котлы).

Существует две технологии монтажа водяной системы:

  • путём заливания бетонной стяжки;
  • настильным способом.

Такой обогрев способен равномерно прогревать бетон, нет трат на электричество. Однако есть дополнительные расходы — на покупку насоса и котла (при автономном подключении). А если устройство долго не включается, то жидкость в трубах замёрзнет, и это приведёт к выходу из строя всей конструкции.

Как это работает

Тут тоже нет ничего сложного: контур отопления с электрическим кабелем смонтирован на гибком мате, который закладывается в пол. Подключается через выходы к центральному узлу, проводник нагревается и, как и в случае с водяным отоплением, передает тепло стяжке и всему полу.

Преимущества:

  • простейший монтаж;
  • равномерный прогрев помещения;
  • безопасность;
  • возможность дистанционного управления через терморегулятор;
  • исключены протечки.

Недостатки:

  • большой расход электроресурсов;
  • при недостатках заливки пола система может выйти из строя под воздействием химически активных веществ.

к меню ↑

2.2 Электрические

Электрические системы работают от электроэнергии. Они бывают:

  • кабельные — элементом нагрева выступает кабель, одно или двужильный, или саморегулирующий;
  • инфракрасная плёнка, источник тепла — карбоновый излучатель, который испускает инфракрасные лучи.

Плюс электрических видов — нет опасности протечки. При укладке инфракрасной модели — это ещё и лёгкость монтажа. Из недостатков — расходы на энергию.

Фото — Электрический пол

Кабель

Нагревательный кабель бывает двух видов:

  1. Нерегулируемый. Самый простой и дешевый вариант. Представляет собой, грубо говоря, просто длинную проволоку. Если на каком-то ее участке теплоотдача будет затруднена, например, над кабелем окажется предмет мебели или колесо автомобиля,, элемент перегреется и сгорит.
  2. Саморегулирующийся. Такой кабель стоит дороже, зато перегрев ему не страшен. В роли резистивного элемента выступает полимерная матрица с полупроводниковыми свойствами, по обе стороны от которой находятся токопроводящие шины. Электрическое сопротивление матрицы зависит от температуры. Если какой-то ее участок перегревается, матрица в этом месте просто перестает пропускать электроток, отключая таким образом данный сегмент. Основная же часть кабеля остается работоспособной.

Теплый пол в гараже плюсы и минусы

Двойное армирование утепленного пола в гараже

Проще всего монтировать нагревательный кабель, поставляемый в виде так называемых кабельных матов. Каждый такой мат представляет собой свернутую в рулон сетку из стекловолокна или подобного материала.

Инфракрасная пленка

Очень тонкое изделие, состоящее из двух слоев полимерной пленки, между которыми имеются дорожки из углеродной пасты.

Особенностью этого вещества является то, что даже при относительно небольшом нагреве значительную часть тепловой энергии оно отдает в виде инфракрасного излучения. ИК-пленка гораздо тоньше нагревательного кабеля и обеспечивает более равномерный нагрев.

Теплый пол в гараже плюсы и минусы

к меню ↑

2.3 Примерные цены

Материал

Цена

Керамзит

от 10 рублей за 30 кг

Перлит

от 5 рублей за 1 кг

Вермикулит

от 320 рублей за 50 кг

Пенополистирольные плиты

от 2800 рублей за куб.метр

Водяное отопление

от 65 000 рублей на 50 кв.метров + монтаж от 350 рублей за кв.метр

Электрический теплый пол

от 55 000 рублей на 50 кв. метров + монтаж от 250 рублей за кв.метр

к меню ↑

3 Делать или не делать?

С одной стороны, вы получаете возможность поддерживать всегда комфортную температуру в гараже даже в самый морозный период. При этом тепло будет распределяться равномерно по всей площади помещения, что невозможно при использовании автономных конвекторов.

Однако у всего есть и обратная сторона: из-за разницы температур на воротах будет появляться изморозь, а внутри помещения неизменно будет появляться конденсат. Также имеет смысл использовать в гараже теплый пол, если вы часто его используете. Периодическое включение не даст ощутимого результата по прогреву, и потенциально высокий КПД системы останется нереализованным.




И еще один момент, не менее важный: все монтажные работы должны быть проведены в полном соответствии с требованиями СанПина. Поэтому внимательно их изучить — обязательная ваша задача.



к меню ↑

4 Когда нужно задуматься об установке теплого пола?

Теплый пол для гаража – это не роскошь, а необходимость. Даже если не принимать во внимание транспорт, остается сам хозяин: нахождение зимой в неотапливаемом помещении чревато простудами, а если потребуется провести собственноручный ремонт, то холодный пол гаража отзовется болями в пояснице или суставах.

Проведение такого отопления будет необходимо в случае, если:

  • Гараж присоединен к дому. Холод от этого помещения может проникать в основную часть дома.
  • Автомобиль уязвим к негативному влиянию окружения. Если машина изготовлена из материала плохого качества, влажность и холод спровоцируют образование коррозии.
  • Владелец часто находится в гараже. Часто гараж используется как мастерская и склад, в котором приходится проводить немало времени.
  • Есть чувствительность к холоду или сквозняку. При условии, что человек и ранее страдал от болей из-за неблагоприятных погодных условий, то такой пол незаменим.

Все вышеперечисленные причины являются веским основанием для установки отопительной системы.

Подогрев пригаражной территории

к меню ↑

4.1 Некоторые тонкости обогрева гаражного помещения

Гараж относится к нежилым помещениям, поэтому оптимальная температура здесь значительно ниже. Чтобы не причинить вреда автомобилю, достаточно поддерживать 150С. Если человек одет в соответствующую одежду, то он при таких условиях будет чувствовать себя достаточно комфортно. Кроме того для сильного нагрева потребуется большое количество энергии, что невыгодно с экономической стороны.

Теплоизоляция гаража также заслуживает внимания, ведь в не утепленном помещении с тонкими стенами и большим количеством щелей поддерживать комфортную температуру будет очень сложно. Для утепления стен можно использовать любой утеплитель, например, пенофол. Не стоит экономить на теплоизоляции, эта статья расходов быстро окупается за счет экономии энергоресурсов.

водяной теплый пол в гараже своими руками

В отличие от жилого помещения на поверхность пола в гараже оказываются повышенные нагрузки. Сюда можно отнести воздействие колес машины и непредвиденные удары от инструментов и деталей. Следовательно, стяжка над нагревательными элементами  должна быть достаточно высокой, оптимальное значение составляет 4-8 см. Такая толщина делает невыгодным применение инфракрасной греющей пленки, которая в этих условиях будет давать незначительное количество тепла.

Чаще всего устанавливают электрические системы или водяной теплый пол в гараже своими руками. В первом случае в качестве нагревательного элемента используется греющий кабель, во втором – стальные трубки. Каждый тип обогрева характеризуется своими достоинствами и недостатками, о которых следует рассказать более подробно.

к меню ↑

5 Рационально ли устанавливать водяной тёплый пол в гараже?

Монтаж пола с подогревом является одним из высокоэффективных методов прогрева помещения. Принцип работы отопительной системы таков, что тёплые воздушные потоки будут циркулировать снизу-вверх. В итоге условия для проведения ремонта и обслуживания машины будут более комфортными.

Но владельцу автомобильного сервиса необходимо решить следующие вопросы:

  1. Использование тёплых полов для гаража зимой. Когда вы запланировали, что полы будут функционировать всё время, тогда вы можете не беспокоиться за замерзание системы. Если же система будет некоторое время простаиваться, то необходимо подумать о клапанах сброса жидкости из водяного контура.
  2. Большая нагрузка на пирог тёплого пола. Ведь вес машины может быть и несколько тонн. Давление распределяется по четырём точкам. Получается, что колесо автомобиля будет оказывать нагрузку примерно в полтонны. Принцип укладки водяного тёплого пола в гараже должен быть подготовлен к подобному давлению на стяжку.

Кроме этого понадобится составить план, в каком конкретно месте лучше будет уложить контур. Потому что нет смысла подогревать пол под мебелью, различными шкафами и пр.

к меню ↑

5.1 Какое покрытие лучше?

Тёплые полы для гаража обязательно должны выдерживать вес машины, и к тому же работать эффективно. Есть типы напольного покрытия, которые хоть и характеризуются прочностью, но всё равно не могут применяться следствие низкой тепловой проводимости. По этой причине не стоит выбирать керамогранит либо изделия из природного камня.

Вы не ошибётесь, если для отопления гаражного пола водяным контуром выберите простую керамическую плитку, или выполните наливное покрытие. Толщина слоя в наливных полах равна примерно 3-5 см. Сверху можно воспользоваться защитной водоэмульсионной краской.

Если вы решили сделать облицовку полов плиткой, то используйте для работы специально предназначенный клей и затирку. Затирать швы разрешается только через двое-трое суток. Полная нагрузка на плитку разрешена лишь через 6-7 суток.

Инновационные системы теплого водяного обогрева могут монтироваться и под керамогранит, однако если вы рассчитываете на высокую эффективность, то лучше выбрать другие типы покрытия.

к меню ↑

5.2 Возникающие трудности установки и использования

Как уже говорилось выше, есть некоторые сложности, которые связаны с укладкой и будущим использованием тёплых полов. Например:

  1. Большая нагрузка на плиту. При заливке основания из бетона применение пластификаторов и присадок для повышения прочности обязательно. Оптимальный вариант – производить заливку полов при помощи готовых смесей. Толщина плиты должна быть максимум 10 см. Чтобы исключить растрескивание плиты, нужно следить, чтобы раствор быстро не высох. Для этого необходимо накрыть бетон плёнкой и всё время поливать основание на протяжении недели.
  2. Расчёт эффективности тёплых полов. Определённое тепло уходит на цементную стяжку, ещё немного забирает напольное покрытие. Для расчёта оптимальной схемы укладки и выбора лучшего материала для окончательного покрытия, можно использовать некоторые компьютерные программы.
  3. Погодные условия. Необходимо позаботиться о системе, даже если вы её не будете использовать всё время. Предусмотрите клапан для сброса жидкости, так зимой вы сможете спать спокойно и не беспокоиться за замерзание теплоносителя внутри.

к меню ↑

6 Инструкция по изготовлению пола

Перед тем как самостоятельно сделать тёплый пол в гараже, необходимо составить план раскладывания труб или электрокабеля. Для этого рисуется план пола гаража с размерами, на котором отмечаются точки входа и выхода трубы контура отопления или электрическая точка подключения. После чего изображается путь будущей трассы нагревательного элемента.

Подготовительные операции для любого типа пола одинаковы. В первую очередь нужно удалить напольное покрытие и в случае необходимости демонтировать старую стяжку. Если черновая стяжка ровная, то можно будет переходить к следующему этапу. Если нет — понадобится выполнить дополнительную стяжку.

к меню ↑

6.1 Этапы операций

Как только черновой пол станет ровным, монолитным и готовым выдерживать высокую нагрузку, приступают к непосредственному монтированию системы подогрева. Этапы выполнения идентичны для любого вида подогрева. Суть их сводится к изолированию системы от проникновения грунтовых вод и обеспечение теплоизоляции для предотвращения отбора тепла черновой стяжкой.

монтирование теплого пола
При монтировании системы теплого пола необходимо придерживаться строгой последовательности

При сборке пола придерживаются следующей последовательности:

  1. На очищенную стяжку укладывается полиэтиленовая плёнка толщиной до 0,5 мм для гидроизоляции, а сверху на неё — теплоизоляционный материал. Он должен быть довольно плотным во избежание прогибов. В качестве такого материала применяют полистирол или пеноплекс толщиной не менее пяти сантиметров и плотностью более 35 кг/м³.
  2. На стенки по периметру гаража, немного заходя под утеплитель, наклеивается демпферная лента. Её назначение — компенсировать расширения бетонной стяжки. Обычно используется лента из вспененного полиэтилена высотой двадцать сантиметров.
  3. На теплоизоляцию укладывается алюминиевая фольга служащая отражателем, а на неё сверху — арматурная сетка.
  4. По сетке раскладываются шланги или кабель, которые фиксируются к ней стяжками и после подключаются к термостату. В случае водяного пола — к системе подачи и слива воды.
  5. Система включается и проверяется на работоспособность.
  6. После успешного прохождения испытания весь пол заливается бетонной стяжкой. Её толщина должна быть не менее пяти сантиметров от верха трубы или кабеля.
  7. Снова проверяется работоспособность конструкции, укладывается чистовое покрытие.

теплый пол в гараже
Очень важно перед укладкой теплого пола иметь план помещения

к меню ↑

6.2 Нюансы выполнения

Если при конструировании пола осуществляется врезка труб в систему радиаторного отопления, то следует понимать, что для пола температура в ней слишком высока. Поэтому понадобится установка смесительного узла, в котором будет происходить смешение нагретой воды и прошедшей через контур.

Для отдельного водяного контура следует установить распределительный шкаф, в котором разместятся циркуляционный насос, смесительная и коллекторная группа. Если площадь гаража превышает пятнадцать квадратов, то трубы укладывают спиралью, что обеспечивает равномерный нагрев.

Все соединения в электрополу осуществляются с помощью муфт. Для защиты от токов, утечки и короткого замыкания на линию его подключения устанавливаются УЗО и автоматический выключатель.

После заливки чистовой стяжки должна пройти как минимум неделя, перед тем как включается нагрев. Если в течение суток температура пола держится, то можно считать задачу выполненной.

к меню ↑

7 Технология укладки электрического теплого пола в гараже

Электрический теплый пол в гараже лучше делать под стяжку. Деревянный настил не рекомендован из-за горючести материала, низкой теплопроводности и склонности к усыханию.

к меню ↑

7.1 Подготовительные работы

Обустройство отопительной системы всегда начинают с расчетов. Схема теплого пола в гараже может в виде змейки (простой, двойной или угловой) или спирали.

Если обустраивать инфракрасный теплый пол в гараже, то он должен покрывать до 70% поверхности, при наличии других источников обогрева – до 50%. Пленку настилают, отступив от стены 10 см. Под тяжелыми предметами ее размещать нельзя.

Обязательно заранее рассчитать мощность теплого пола, чтобы электросеть в гараже справилась с нагрузкой. Вычисления зависят от выбранного нагревательного элемента. Для усредненных расчетов нужно площадь помещения умножить на 130 Вт.

Замечание! Если площадь теплого пола более 40 м², необходимы деформационные швы. Для их заполнения используют синтетические полимерные материалы или специальные Т-образные профили.

Перед укладкой теплого пола обязательна подготовка основания. Необходимо очистить поверхность, выровнять ее. Небольшие перепады допустимы, в остальных случаях нужна тонкая заливная стяжка. Обязательно важно дождаться полного ее высыхания. При наличии смотровой ямы перед заливкой стяжки лучше соорудить вокруг нее опалубку.

Водяной и электрический теплый пол в гараже своими руками
Чтобы минимизировать теплопотери, влекущие повышение затрат на электроэнергию, нужно позаботиться об утеплении всего гаража

После подготовки поверхности к монтажу теплого пола в гараже нужно организовать гидро- и теплоизоляцию. Сначала расстелить пленку, выпуская 10-15 см на стены. По периметру помещение оклеить демпферной лентой.

Оптимальный слой теплоизоляционного материала 10 см. Если использовать пенопласт, можно взять толщину в два раза меньше. Остается разместить сверху армирующую сетку.

к меню ↑

7.2 Инструкция по монтажу

После подготовки поверхности, организации гидро- и теплоизоляции можно приступать к укладке нагревательных элементов. Алгоритм простой:

  1. Сделать разметку на утеплителе.
  2. Уложить по меткам провод согласно выбранной схеме. Между витками оставлять 30 см.
    Водяной и электрический теплый пол в гараже своими руками
  3. Кабель фиксировать к армирующей сетке клипсами либо с помощью монтажной ленты из оцинкованной стали со специальными зубчиками.
    Водяной и электрический теплый пол в гараже своими руками
  4. Контуры размещать параллельно, максимальный угол сгиба провода 90°.
  5. Закрепить монтажную коробку и терморегулятор.
  6. Подвести силовой кабель и заземление.
  7. В 0,5 м от стены сделать в слое теплоизоляции углубление, поместить в него гофрированную трубку с термодатчиком внутри. Провод подсоединить к терморегулятору.
  8. Проверить работоспособность системы.

Замечание! Для монтажа используют цельный кабель без скруток. Их наличие влияет на качество работы и срок службы теплого пола.

После укладки нагревательных элементов остается заливка теплого пола в гараже – сделать раствор можно своими руками или заказать готовый бетон. Разрешено использовать стяжку в качестве чистового покрытия или положить плитку.

к меню ↑

7.3 Укладка нагревательных элементов

Монтаж греющего кабеля выполняется по разработанной схеме («змейка» или «улитка»), для этого на утеплитель наносится разметка. По данным меткам укладывается провод витками, стандартное расстояние между которыми 0,3 метра.

Контуры должны размещаться параллельно, следует изгибать поворота кабеля под углом меньше чем 90 градусов или чрезмерно натягивать его. Провод должен быть цельный, без скрутки, так как это скажется на качестве работы и сроке эксплуатации. Кабель фиксируется к сетке клипсами или усиками на монтажной ленте, она крепится к утеплителю.

Фото — Монтаж кабеля

При укладке нагревательных мат, работа по монтажу тёплого электрического пола в гараже значительно упрощается, ведь провод уже закреплён на специальной сетке. Маты достаточно только раскатать на поверхности и зафиксировать.

к меню ↑

7.4 Подключение

На запланированное место крепится монтажная коробка, в которую устанавливается терморегулятор. К нему подводится силовой и заземляющий кабель.

Для установки термодатчика, в утеплители на расстоянии 0,5 метров от стены, необходимо проделать углубление. В него помещается гофрированная труба с размещённым внутри датчиком. Провод от датчика также подсоединяется к регулятору.

Фото — Установка терморегулятора

После подключения, устройство обязательно нужно проверить на работоспособность. Включать тёплый пол следует в отдельную розетку.

к меню ↑

7.5 Расчет мощности нагрева

Теплоотдача, соответственно, потребление электричества любыми ЭТП зависит от режима эксплуатации:

  • температура поверхности пола не превышает +26 °C (комфортный подогрев);
  • напольные контуры работают в режиме основного отопления.

В первом случае квартира либо частный дом обогревается водяной системой, теплый электрический пол сделан в некоторых комнатах и служит исключительно для комфорта. Примеры таких помещений: ванная, балкон (лоджия), коридор, моечная в бане.

Чтобы довести температуру покрытия до 26 градусов, понадобится около 70 Вт тепла на 1 квадратный метр площади. Оговоримся: речь идет об утепленном перекрытии, на бетонный пол холодного балкона легко уйдет 200—250 Вт/м².

Зная удельную мощность, нетрудно вычислить общее энергопотребление, умножив 70 Вт на площадь укладки нагревателей. Неувязка: подобный метод не учитывает термическое сопротивление стяжки и финишного покрытия. Отсюда совет: для комфортного обогрева подбирайте ЭТП по квадратуре, указанной производителем конкретного изделия. Минимальное значение – 100 Вт/м².

Нагревательный проводник не раскладывается под мебелью и на неиспользуемых участках пола — под ванной, раковиной

Пример. Необходимо греть участок кафельного пола ванной 2 м². Если в качестве источника тепла взять резистивный двухжильный кабель DEVIflex 18T, то подойдет готовый комплект мощностью 310 Вт, рассчитанный на 2.1 м². Длина контура составит 18 м (данные изготовителя).

Чтобы применить электрические полы для основного обогрева, выполняем такой расчет:

  1. Определяем тепловые потери комнаты любым удобным способом – по площади, объему помещения либо следуя методике СНиП.
  2. Чертим план комнаты с мебелью, затем вычисляем, сколько она занимает места (в м²). Отнимаем полученную цифру от общей квадратуры и узнаем свободную площадь, куда можно стелить ЭТП.
  3. По значению теплопотерь подбираем готовый нагревательный элемент подходящей мощности из линейки готовых изделий.
  4. Выясняем интервал укладки греющего провода — делим квадратуру свободного участка помещения на его длину.

Еще пример вычислений. Выше на схеме изображен санузел площадью 6 м², мебелью и сантехническими приборами занято 2.5 м². Для обогрева нужно 600 Вт теплоты, распределенной на оставшихся 3.5 м². Из каталога выбираем кабель DEVIflex теплоотдачей 622 Вт, длиной 37 м. Считаем шаг укладки: 3.5 / 37 = 0.095 ≈ 10 см.

к меню ↑

7.6 Обзор популярных моделей

Многие компании занимаются производством мобильных теплых полов. Рассмотрим варианты, пользующиеся заслуженной популярностью.

  1. «Теплолюкс». Изделие эффективно эксплуатируется на паркете, линолеуме и ламинате. Длина монтажного провода достигает двух с половиной метров. Нагревательный инфракрасный элемент способен работать даже на облицовочной плитке. Система проста в уходе, потому что наружная поверхность мата изготавливается из искусственного войлочного материала. Нагревательная система отличается компактными размерами, что облегчает процесс ее хранения и транспортировки. Максимальный нагрев не превышает тридцати градусов. Систему рекомендуют размещать под различными коврами.
  2. «Синплен». Еще один вариант, пользующийся спросом. Толщина отопительной системы не превышает 0.6 мм, но это не оказывает негативного влияния на рабочий эффект. Изделия выпускаются по стандартным размерам, могу работать с различными покрытиями для пола. Система имеет регулятор для удобства контроля температурного режима.
  3. «Трио». Компания производит небольшие по размерам модели, способные производить нужное количество тепловой энергии, чтобы обогреть помещение. Пользователи единодушно отмечаю неплохую экономичность систем от этого . Корейская компания, изготавливающая системы обогрева различной ширины с высоким температурным режимом плавления.
  4. «Rex Va Xica». Еще один корейский вариант пленочного пола, известный не только оперативностью обогрева, но и отменными качественными характеристиками.

Изучив модели и их конструктивные особенности, можно еще раз удостовериться в их неоспоримых достоинствах перед другими аналогами. Основное отличие мобильных теплых полов в том, что их монтаж не подразумевает выполнение трудоемких работ.

к меню ↑

8 Монтаж водяного тёплого пола

При наличии гаража, который примыкает к дому, стоит монтировать водяной пол — бюджетный вариант, так как подключение допустимо к отопительной системе дома. Если это невозможно, придётся устанавливать автономный котёл.

к меню ↑

8.1 Разработка укладочной схемы и расчёт

Основополагающим фактором при расчёте является схема укладки трубопровода. Чаще трубы кладутся «змейкой» или «улиткой».

Важный показатель — укладочный шаг и размер контура. Чтобы гараж хорошо прогревался расстояние между витками должно составлять 10 см.

А также, требуется правильное определение места установки распределительного узла.

При самостоятельном расчёте, рекомендовано использовать усреднённые показатели:

  • сечение металлопластиковых труб — 16 мм;
  • размер петли, если площадь 60 м2 — от 70 до 80 метров;
  • мощность насоса — не меньше 2 л/с.

Около стен и ворот трубы надо стелить чаще, чем в центре помещения. Шланг подачи размещается в близи наружных стен.

к меню ↑

8.2 Инструменты и материалы

Для установки в гараже водяного пола своими руками, можно купить комплект стандартного типа с автоматическим регулятором, который производится для нежилых помещений размером 60 — 80 м2, или отдельно комплектующие.

Среднее количество материала, которое потребуется для гидропола в гараже данной площади, с шагом труб 15 — 20 см и стяжкой 7 см:

  • трубы из металлопластика — 400 метров;
  • пластификатор — 80 литров;
  • демпферная лента — 60 метров;
  • утеплитель — 60 м2;
  • трёхходовой клапан — 1 шт;
  • насос для циркуляции — 1 шт;
  • термостат — 1 шт;
  • фитинги из пластика;
  • воздухоотводчик автоматического типа— 2 шт;
  • сервомотор— 1 шт.

Фото — Комплектующие для водяного пола

Также, понадобится стандартный набор инструментов для работы с металлопластиковыми трубами, комплект отвёрток, рулетка, кусачки и миксер для приготовления раствора.

к меню ↑

8.3 Подготовка основания

Водяной тёплый пол в гараже монтируется на черновую выравнивающую стяжку. Она заливается на «пирог» из:

  • песка — 10 см;
  • щебня — 10 см;
  • утеплителя — пенопласт 10 см;
  • гидроизоляции — полиэтилен или рубероид;
  • арматуры.

При наличии бетонного пола достаточно снять верхний слой, очистить и выровнять поверхность. Перепады в гараже не должны превышать половины диаметра трубы.

Фото — Очистка чернового пола

к меню ↑

8.4 Гидро и теплоизоляция

Работы по изоляции гидропола, такие же, как и при монтаже электрической конструкции. На черновую основу стелится слой гидроизоляции — толстый полиэтилен, но для гаража лучше рубероид, швы промазываются мастикой из битума.

Затем идёт утеплитель, материал надо брать толстый, так как он будет испытывать большую нагрузку. Чтобы тепло не могло уходить в пол, фольгированная сторона направляется вверх.

Обязательна наклейка демпферной ленты по периметру помещения.

Фото — Утепление пола

к меню ↑

8.5 Укладка трубопровода

На теплоизоляции, по схеме делается разметка для монтажа труб. Устанавливаются подпорки из пластика, на них монтируется обрешётка. Решётка должна размещаться над утеплителем на расстоянии 3 — 4 см — это поможет избежать растрескивания бетона.

На арматуру укладывается нагревательный элемент, ориентируясь сделанным разметкам. Закрепляются трубы скобами или хомутами, которые устанавливаются через каждые 30 — 40 см, на поворотах — 15 см.

Бухты с трубопроводом нужно разматывать постепенно, по 10 — 15 метров. Начинать укладку труб следует от коллектора, с петли наиболее удалённой от него. На конец шланга одевается теплоизоляционная трубка с фитингом, она нужна для подключения шланга к коллектору. Второй конец трубопровода, после укладки по всей площади гаража, также должен вернуться к распределительному узлу.

Фото — Укладка трубопровода

к меню ↑

8.6 Коллекторно-смесительный узел

Смесительный узел — это «сердце» тёплого водяного пола. Он предназначен для регулировки и подачи горячей воды в трубопровод, а также для вывода из системы отработанного теплоносителя.

Устройство можно собрать самим, а можно приобрести готовое, стоимость его приемлемая. В коллекторе большую роль играет уровень тепловой нагрузки.

Коллектор состоит из:

  • подающего и сливного вентиля;
  • воздухоотводчика;
  • запорного крана для отвода воды из системы;
  • фитингов для подсоединения труб;
  • циркуляционного насоса.

Выбирать коллекторно-смесительный узел надо отталкиваясь от количества контуров,  устройство должно иметь выход для каждого.

Устанавливается коллектор в гараже, в специально обустроенном шкафу. Стандартный его размер 50 на 50 см, с глубиной 15 см. Он может размещаться на стене или в оборудованной нише.

Подсоединяется смесительный узел к источнику подачи теплоносителя, это может быть основная отопительная система или  котёл. Циркуляция воды производится насосом.

Фото — Монтаж коллекторно-смесительного узла

После установки узла необходимо подсоединить оба конца трубы каждого контура к вентилям подачи и обратки фитингами. 

Перед заливкой стяжки следует проверить систему на герметичность. Для этого в магистраль подаётся жидкостный теплоноситель под давление в 2 раза выше рабочего. Если в течение 24 часов давление не падает, то конструкция смонтирована правильно.

к меню ↑

8.7 Заливка стяжки

Заливать бетонную стяжку надо при рабочем давлении в системе, а температура труб должна соответствовать температуре в гараже. Толщина бетонного слоя от 5 до 12 см. 

Заливка начинается с дальнего угла гаража и заканчивается у ворот. Включать систему можно только при  полном высыхании бетона, через месяц.

Фото — Сооружение стяжки

к меню ↑

8.8 Пошаговая инструкция по монтажу

Монтаж водного пола
В процессе монтажа тёплого водного пола часто будет требоваться помощь, поэтому советуем приступать к работе с напарником

Шаг 1. Согласно ранее составленной схеме, на теплоизоляционном материале делают разметку местоположения труб.

Шаг 2. Укладывают трубы, изгибая их и ориентируясь на разметку. Фиксируют с помощью гарпун-скоб через каждые 30-40 см, а на изгибах – через 10-15 см.

На этом этапе желательно иметь помощника. Также рекомендуется купить специальное приспособление для размотки труб, или сделать его самостоятельно из подручных материалов. Укладку петель начинают с наиболее отдаленных от коллектора зон:

  • снимают с бухты 10-15 м трубы;
  • устанавливают на один конец теплоизоляционную трубку и фитинг для подключения к коллектору;
  • формируют контур ТП;
  • возвращают второй конец трубы к коллектору и устанавливают соответствующий фитинг.

Важно! При размотке бухту с трубой необходимо крутить. Если снимать с неподвижной бухты, появятся ненужные изломы и изгибы.

Шаг 3. Устанавливают коллекторный шкаф.

Шаг 4. На трубы, ведущие ко входу и выходу из коллектора, надевают гофру.

Шаг 5. Подключат автоматику.

Шаг 6. Проводят гидравлические испытания, опрессовку системы при давлении 1.5 от рабочего, но не менее 0.3 МПа.

Шаг 7. Готовят цементно-песчаный раствор и заливают стяжку по маякам.

к меню ↑

8.9 Проблемы монтажа и эксплуатации

Как уже отмечалось, существует несколько основных проблем, связанных с укладкой и последующей эксплуатацией теплых полов.

  • Высокая нагрузка на плиту – при заливке бетонного основания обязательно использование пластификаторов и присадок для увеличения прочности. Лучше всего осуществлять заливку полов с помощью готовых смесей. Толщина плиты не должна быть меньше 10 см. Чтобы плита не потрескалась, необходимо не дать раствору быстро высохнуть. Для этого потребуется накрыть бетон пленкой и постоянно поливать основание в течение 7 дней.
  • Расчет эффективности теплых полов – определенное тепло отбирает цементная стяжка, еще немного расходуется на нагрев напольного покрытия. Чтобы высчитать наиболее эффективную схему укладки, а также оптимальный материал для финишного покрытия, можно воспользоваться специальными компьютерными программами.
  • Сезонные изменения – важно обеспечить работоспособность системы даже в случае, если какое-то время ее не будут использовать. Для этого обязательно предусматривают клапан для сброса теплоносителя. В зимнее время это позволяет избежать размерзания системы отопления.

Теплые полы в гараже или автосервисе помогут создать благоприятные и комфортные условия для работы и хранения автомобиля.

к меню ↑

9 Система отопления гаража на тосоле: рассказываю подробно

Способов эффективного обогрева гаража множество. Один из наиболее эффективных, применение системы водяного отопления. Благодаря своим многочисленным достоинствам, спрос на них достаточно высок. Но они имеют один большой недостаток – при сильных морозах, находящаяся в трубах вода, может замерзнуть. Чтобы этого избежать, многие владельцы гаражей, заливают в комплекс различные антифризы. Как показывает практика, система отопления гаража на тосоле, является достаточно эффективной.

Виды обустройства гаража системой отопления с тосолом в качестве теплоносителя:

  • ревизия технологических соединений и стыков;
  • установка дополнительных радиаторов;
  • монтаж вытяжной вентиляции.

к меню ↑

9.1 Достоинства и недостатки

Внимание: Тосол не замерзает в системах отопления даже при сильных морозах. Именно это является его основным достоинством. Максимум что может с ним произойти, он перейдет в состояние желеобразной субстанции. Но это никак не скажется на качестве отопления. Ведь нагревшись, он вновь станет жидким.

Тосол способен эффективно применяться в высокотемпературных контурах, так как обладает большой температурой кипения, которая составляет 110-125 градусов. Но при выборе температурного режима, нужно учитывать, что он нагревается медленнее чем вода.

Тосол имеет не только достоинства, но и некоторые недостатки, которые обязательно следует учитывать.

Недостатками тосола являются:

  1. Большая, по сравнению с водой, вязкость. Для его прокачки по трубам, потребуется дополнительная мощность. Циркулярный насос потребуется заменить на более мощный.
  2. Теплоемкость этого теплоносителя на 1-15% ниже чем у воды. Чтобы это компенсировать, потребуется установка дополнительных секций радиатора, теплообменники и т.д.
  3. Большая текучесть, которая требует хорошей герметизации всех имеющихся на отопительной системе соединений. Резиновые прокладки следует заменить на паронитовые.
  4. Срок эксплуатации тосола, как и многих других антифризов – не более 5 лет. После чего, необходима полная его замена.
  5. При застаивании, он образует белые хлопья, которые способны при оседании, испортить отопительную структуру.

Имеется у тосола еще один недостаток. Наиболее существенный. Он ядовит. Применять этот состав в отопительной системе необходимо так, чтобы он не мог попасть в помещение. Отопительная система не должна иметь никаких утечек и быть герметичной на соединениях. Ведь как уже упоминалось, текучесть этого вещества больше чем у воды, и он способен просочиться даже через незначительную трещину.

Утечка тосола обнаруживается не сразу, и чтобы избежать вдыхания его паров, которые под действием высокой температуры с легкостью выходят наружу, следует внимательно отнестись к состоянию отопительной системы и время от времени производить ее осмотр на наличие каких-либо повреждений.

Внимание: При обнаружении утечки, следует сразу же ее устранить, проветрить гараж и тщательно вымыть пол.

Кроме того, его ни в коем случае нельзя заливать в систему отопления, если используется двухконтурный котел, так как вещество легко может попасть в контур ГВС и последствия от этого будут очень неприятными.

к меню ↑

9.2 Укладка теплого пола на антифризе

Недостаток водяного пола в достаточно высокой температуре замерзания теплового носителя. Если зимой помещение регулярно не протапливать и не сливать воду из труб, возможно их промерзание и повреждение. Решается проблема заливкой в систему антифриза. В зависимости от добавок, его температура замерзания – от -65 до -30 °С.

Укладка покрытия ничем не отличается от работ для обычного водяного пола. Такая система требует установки более производительного насоса, чтобы жидкость беспрепятственно циркулировала. Вместо воды заливают антифриз. Жидкость делают на основе двух веществ: этиленгликоля или пропиленгликоля. Второй более дорогой.

Монтаж теплого пола на антифризе стоит дороже, чем водный аналог. Требуется выбор более дорогостоящего оборудования, но система окупится «дешевым», в сравнении с другими типами, отоплением.

укладка труб

к меню ↑

9.3 Заливка в отопительную систему

Если вас не пугает что тосол ядовитый и вы решили залить его в отопительную стойку, нужно в полном объеме соблюдать технику безопасности как при заливке, так и при последующей эксплуатации.

Запомните, перед заливкой, тосол следует разбавить. Использовать его в концентрированном виде не следует, так как он может стать причиной поломки отопительного котла и циркулярного насоса. Разбавляя тосол, вы можете самостоятельно выбрать желаемое соотношение воды и антифриза. Но предварительно следует выяснить наименьшую температуру, при которой возможна его кристаллизация. Чаще всего, подобные сведения имеются на упаковке.

к меню ↑

10 Теплый пол в автомобиль своими руками.

Однажды, после очередного кузовного ремонта обнаружил под ковром огромное количество грязи и жидкости. В течении времени она просачивалась сквозь небольшие дырки в полу, что стало для меня откровением… Пришлось соображать и выходить из этой ситуации.

Сначала пытался сделать самостоятельно, заклеил пол мастикой и STP, а на них в несколько слоев – сплэн. С этой всей “красотой” ездил почти полсезона, но вы можете себе представить, что это было за “удовольствие”. Поэтому сам собой назрел вопрос о том, как же смастерить своеобразный теплый пол своими руками? Т.е. чтобы просущить днище без снятия ковра.



И вот что придумал. Купил инфракрасную пленку 30 см шириной. Эта греющая пленка называется POWER FILM – DC12W. Этот материал сожно без проблем уложить на любую поверхность. Также он мобилен – его можно легко как уложить, так и снять летом.

Эта пленка мощностью 65 ВТ/м. Если у нее отсутствует температурный регулятор, то ее нагрев может быть только до 50 градусов. Подключается она обжимным комплектом. (изоляция и коннекторы)




Для питания я использовал аккумулятор, провел от него напрямую. Основой был двухжильный провод с двойной изоляцией. Для того, чтобы его подключить, нужны фишки, продающиеся в любых авторынках/магазинах.

Провод + желательно выводить не более 30 см, к примеру, с прикуривателя. В таком случае наш прибор не “уснет” при повторном запуске движка. Т.е. питание нужно делать бесперебойным.

Как показала практика при эксплуатации на протяжении дня, термо-пленка не нагревается быстро, на 15 градусов за каждые 30 мин. Однако при этом она очень медленно остывает, что имеет большое значение в нашем случае. Когда заданная температура достигнута, прибор переходит в режим ожидания и поддерживает ее.





к меню ↑

10.1 Делаем тёплый пол в автомобиле

Дело было спустя год после покупки авто и вроде как, кузовного ремонта. Я не видел насколько тщательно проваривалось днище и по истечении года нашел дырочки. Глаза на лоб полезли от увиденного под ковром, потому что в куче грязи присутствовала тухлая вода. Это у нас так ремонт делают.

Сам разобрал салон, под моим присмотром проварили, сам музюкал мастикой и клеил STP, а сверху сплэн в два слоя. От того, что “сам”, какая экономия денег, думаю, представляете. Всю зиму ездил без ковра, и весь пол был в мелком замерзшем конденсате. Возникает вопрос на всякий случай: “Как просушить пол в будущем, не вынимая ковра?

Пришла мысль найти автомобильный теплый пол. И случайно, во Владивостоке продается инфрокрасная плёнка. Размеры этой пленки составляют всего 30 см в ширину, и режется она через каждые 50 см.

Греющая пленка под названием “Power Film — DC 12W” — гибкий и тонкий материал, при этом прочный и легко может укладываться на разные поверхности. Так же плюс такого обогрева — мобильность — легко смонтировать или разобрать на лето.

Мощность пленки — 65 Вт/пог.м. Нагрев пленки без регулятора температуры может достигать только до 50 градусов. При постоянной работе быстро прогреет окружающие ее предметы. Подключается данная пленка с помощью обжимного комплекта (2 коннектора и 6 шт. изоляции)




Питание вывел напрямую с аккума, естессно через предохранитель. За основу взят двухжильный электрический провод с двойной изоляцией+гофра. Фишки для подключения продаются в любом автомагазине.

Плюсовой провод лучше всего выводить длиной не более 30 см, например, с того же прикуривателя. Тогда при повторном заводе двигателя прибор не уходит в спячку — питание должно быть без перебойное.

За день эксплуатации эксперимент показал, что термо-пленка нагревается не быстро, примерно за пол часа 15 градусов, но и так же не быстро (что важно!) остывает. Присутствует блокировка кнопок. При наборе заданной температуры прибор отключается в режим ожидания и по мере остывания поддерживает ее автоматически.

к меню ↑

11 Техника безопасности

При обустройстве теплого пола нагревательные элементы прячут в пол, что повышает уровень безопасности. Для ее поддержания важно помнить о ряде факторов:

  1. Выравнивать основание для системы.
  2. Тщательно герметизировать все стыки.
  3. Правильно подключать систему к коллектору, при нехватке личного опыта стоит проконсультироваться со специалистом.
  4. Использовать сертифицированные материалы.
  5. Электрический теплый пол нельзя проверять путем подачи напряжения. Контроль осуществляют замером сопротивления греющего провода и сверкой с данными производителя.

Замечание! При заливке бетонного основания важно делать толщину плиты не менее 10 см. Для увеличения прочности следует использовать пластификаторы и присадки.

к меню ↑

12 Общие советы

  • Не стелите теплый пол (хоть водяной, хоть электрический) под тяжелые предметы: станки, стеллажи, «линии», по которым будут ездить колеса машины, и под сам автомобиль (место, где он будет стоять).

Можно ли сделать теплый пол в гараже, и как справиться своими руками?

Видно, что кабель уложен с отступом от ямы: именно по этому свободному месту будут ездить колеса авто

  • Если планируете приходить в гараж надолго, и хотите, чтобы пол уже прогрелся к вашему приходу — сделайте удаленное управление. Для этого в гараж надо поставить роутер с сим-картой, а к ТП подключить терморегулятор с Wi-Fi-модулем.
  • Толщина стяжки над ТП должна составлять не меньше 5 см при марке бетона М300.
  • Отступы от стены до ТП должны быть не меньше 10 см.
  • Под ТП обязательно укладываем утеплитель, иначе «греть» будем не только вверх, но и вниз, тратя часть тепла впустую.

Источники


  • https://TrubaNet.ru/teplyjj-pol/tjoplyj-pol-v-garazhe.html
  • https://mastack.ru/other/kakoy-teplyy-pol-vybrat-dlya-garazha-i-skolko-on-budet-stoit.html
  • https://vseogarage.ru/pol/teplyj-pol-v-garazhe.html
  • https://garazhmechty.ru/teplyj-pol-v-garazhe.html
  • https://iobogrev.ru/teplyj-pol-v-garazhe-pljusy-i-minusy
  • https://teplospec.com/teplyy-pol/kak-sdelat-teplyy-pol-v-garazhe-montazh-elektricheskogo-i-vodyanogo-pola.html
  • https://vdome.club/remont/pol/vodyanoy-i-elektricheskiy-teplyy-pol-v-garazhe-svoimi-rukami.html
  • https://uteplitel-minol.ru/remont-i-stroitelstvo/kak-zalit-teplyj-pol-v-garazhe.html
  • https://AvtonomnoeTeplo.ru/teplye-poly/592-vodyanoy-teplyy-pol-v-garazhe.html
  • https://delta-instrument.ru/montazh/teplyj-pol-v-avtoservise.html
  • https://garazhyk.ru/postrojka/teplyj-pol-v-garazhe
  • https://osandroids.ru/teplyy-pol-v-avtomobile-svoimi-rukami/
  • https://ventihome.ru/dlya/nezhilyh/teplyj-pol-v-garazhe-kak-sdelat.html
[свернуть]

Рассчитайте утепление своего дома

Перейти к расчёту
Adblock
detector