Температура кипения фреона в кондиционере, его закачка и утечки

Содержание   

  1. Фреон – это что?
    1. Краткое описание
    2. Наиболее распространенные виды фреона
    3. Фреон — это опасное вещество для человека?
    4. Основные преимущества и недостатки
    5. Применение фреона
    6. Признаки утечки фреона
    7. Схема традиционного холодильного цикла
    8. Таблица давления фреонов
    9. Технические характеристики
  2. Фреон r134a: подробные характеристики, свойства, особенности хладагента
    1. Физические свойства
    2. Химические свойства
  3. Что такое фреон R410a
    1. Преимущества и недостатки фреона R 410a
    2. Взаимодействие R410a с другими материалами
    3. Характеристики R410a на линии насыщения
    4. Состав фреона r410a
    5. Температура кипения фреона 410
    6. Монтаж оборудования на R410a
  4. Фреон R22 (запрещен к использованию)
    1. История происхождения
    2. Область применения
    3. Отличия R22 и R410a
  5. Как часто нужно заправлять систему хладагентом
    1. Правила заправки кондиционера
  6. Как проверить остаток фреона
    1. Признаки нехватки хладагента
    2. Переизбыток и другие неполадки
  7. Порядок выполнения работ по замене фреона
    1. Диагностируем проблему самостоятельно
    2. Диагностика уровня давления своими руками
    3. Подготовительные работы перед заменой
    4. Удаляем остатки хладгента
    5. Выполняем закачку фреона
  8. Может ли замерзнуть кондиционер и почему это происходит?
    1. Ищем причины внутри
    2. Причины появления наледи
  9. Устранение утечек и заправка фреона холодильника
    1. Признаки утечки фреона из контура холодильного агрегата
  10. Дозаправка по давлению и температуре перегрева
    1. Выпуск фреона из кондиционера
    2. Сколько нужно фреона
    3. Способы заправки кондиционера
    4. Заправка кондиционера: алгоритм действий

1 Фреон – это что?

Смесь этана и метана как фторсодержащих производных низкомолекулярных углеводородов, где атомы водорода могут быть замещены фтором, хлором, бромом. Широко используется в холодильных установках (холодильники, морозильники, кондиционеры и т. п). Многие задаются вопросом, фреон – это газ или жидкость? Правильный ответ: данное вещество может иметь и то и другое агрегатное состояние.

к меню ↑

1.1 Краткое описание

Чтобы кондиционеры и холодильники слаженно работали, а также сохранялся цикл испарения и конденсации, необходимо поддерживать оптимальный уровень давления во всей системе. В охлаждающих агрегатах могут быть использованы совершенно разные виды фреона, которые отличаются между собой не только химическим составом, но и многими другими характеристиками. Но чаще всего производители применяют следующие типы этого вещества:

  • R22.
  • 134A.
  • 407.
  • R-410A.
  • 404A.

Итоговая температура кипения у всех этих видов имеет разные показатели. Опытные мастера прекрасно знают, что перед заправкой того или иного холодильного аппарата необходимо учесть тип охлаждающей жидкости, которая ранее использовалась в работе.

Если у мастера нет в наличии необходимого фреона, тогда его можно смело заменить качественным хладагентом с аналогичными показателями температуры кипения и давления.

Широко распространённую информацию о том, что рабочая жидкость R-410A полностью заменила R22 нельзя воспринимать буквально. Всё дело в том, что технические характеристики этих фреонов имеют весомые различия. Ту сплит-систему, которая была спроектирована производителями под один тип газовой смеси, строго запрещено заполнять какими-либо другими составами. Температура фреона, при которой он может закипеть, зависит от того, к какой категории он относится (от 11.73˚С до 128˚С).

Универсальный фреон R-410A был разработан ещё в 1991 году, а уже через 5 лет в продаже появились первые кондиционеры, в которых использовалась эта жидкость. Таким образом, производители хотели заменить давно устаревшие газовые смеси, которые содержали опасный для человека хлор. Когда происходила утечка этой жидкости и испарения попадали в атмосферу, то изначально страдал озоновый слой, что только усиливало неблагоприятный парниковый эффект. В то время как современный вид фреона полностью соответствует всем требованиям.

к меню ↑

1.2 Наиболее распространенные виды фреона

Науке известно более 40 типов этого вещества, большая часть из которых получается промышленным путем. Температура фреона, при которой он закипает, у каждого вида своя:

  • R11 — трихлорфторметан (с t кипения 23,8 °C).
  • R12 — дифтордихлорметан (с t кипения кип –29,8 °C).
  • R13 — трифторхлорметан (с t кипения кип –81,5 °C).
  • R14 — тетрафторметан (с t кипения кип –128 °C).
  • R134A — тетрафторэтан (с t кипения кип –26,3 °C).
  • R22 — хлордифторметан (с t кипения кип –40,8 °C).
  • R600A — изобутан (с t кипения кип –11,73 °C).
  • R410A — хлорофторокарбонат (с t кипения кип –51,4 °C).

Как правило, домашние холодильники работают на фреоне (хладоне) марки R-22, в промышленных и торговых используют марку R-13.

фреон это

к меню ↑

1.3 Фреон — это опасное вещество для человека?

Почти все виды этого вещества обладают отрицательной температурой кипения, поэтому его и применяют в охлаждающих элементах бытовой техники, в качестве выталкивающего элемента в газовых баллончиках, освежителях воздуха и прочих аэрозолях. Поэтому при распылении сам баллон охлаждается, а фреон попадает в воздух. Если не нагревать хладагент до 250 градусов (при такой температуре выделяются ядовитые вещества), он совершенно безвреден для человека, что нельзя сказать про озоновый слой. Продукты распада разрушают его. Главной причиной образования озонных дыр является производство и использование фреоном с высоким содержанием ионов хлора и брома. Утечку этого вещества в бытовой технике на запах и визуально обнаружить нельзя, небольшие дозы на человека не оказывают никакого влияния.

фреон в холодильнике

Для восстановления озонового слоя Земли и уменьшения производства вредных фреонов странами ООН был подписан и ратифицирован Монреальский протокол.

к меню ↑

1.4 Основные преимущества и недостатки

Современный хладагент R-410A относится к группе специфических гидрофторуглеродов. Его состав рассматривается всемирными организациями как озонобезопасный. Касательно минимального температурного скольжения — этот параметр приравнивается к 0,15 К, благодаря чему он входит в категорию однокомпонентных хладонов. Широкий спектр применения фреона R-410A обусловлен тем, что он обладает множественными преимуществами:

  • Если из-за поломки газ вышел из сосуда, то его можно легко восполнить без потери качества самого хладагента.
  • Преимущества фреона R-410А
    Перед производителями открываются более широкие горизонты в сфере уменьшения энергопотребления техники.
  • Нет необходимости устанавливать мощный, дорогостоящий компрессор, так как теплообменник обладает высоким уровнем удельной холодопроизводительности.
  • Существенно возросла эффективность работы систем, так как фреон R-410A обладает низкой вязкостью и хорошей теплопроводностью.

Отрицательных сторон не так уж и много, но все они должны быть учтены не только опытными мастерами, но и обычными пользователями, которые используют бытовую технику с фреоном. К основным недостаткам относятся следующие:

  • Из-за разности давления по отношению к нагнетанию и всасыванию фреона уровень КПД компрессора может быть снижен.
  • Профессионалы отмечают быстрый износ подшипников, который обусловлен высоким рабочим давлением в системе.
  • Недостатки фреона R-410А
    Использование фреона влияет на то, что корпус бытовой техники должен обладать повышенной герметичностью. Итоговая толщина стенок медных труб рабочей магистрали должна быть больше, нежели для привычного хладагента R22. Минимальный показатель должен находиться в пределах 0,9 мм. Стоит отметить, что большой процент содержания меди ведёт к существенному удорожанию эксплуатируемой системы.
  • В кондиционерах используется высококачественное полиэфирное масло, которое стоит гораздо дороже, нежели минеральное.
  • Этот вид хладагента является несовместимым с элементами климатического оборудования. Правило касается тех деталей, которые изготовлены из эластомеров и чувствительных к пентафторэтану, дифторметану материалов.

Вред фреона и его влияние на озоновый слой

Хладагенты, которые используются в бытовой технике, являются негорючими и безвредными для людей.

Фреоны R-12, R-22 чаще всего используется в промышленности. Хладон-22 относится к веществам 4-го класса опасности, по шкале «вредности». При значительной концентрации эти фреоны  вызывают у человека сонливость, спутанность сознания, слабость переходящую в возбуждение. Может вызвать обморожение при попадании на кожу в жидкой фазе.

Новые фреоны (R134A, R-404, R407C, R507C,  R410A и др.) безопасны для человека и окружающей среды, поэтому все ведущие производители климатической техники используют именно эти марки фреона.

Причиной уменьшения озона в стратосфере и образование озоновых дыр является производство и применение хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая после использования в атмосферу, они разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Высвободившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном в так называемом галогеновом цикле распада атмосферного озона.

В связи с пагубным влиянием озоноразрушающего фреона R22, его использование в США и в Европе  год от года сокращается, где с 2010 года официально запрещено применять этот фреон. В России также запрещен импорт холодильного оборудования, в том числе кондиционеров промышленного и полу-промышленного класса. На замену фреону R22 должен прийти фреон R410A, а также R407C.

Подписание и ратификация странами ООН Монреальского протокола привело к уменьшению производства озоноразрушающих фреонов и способствует восстановлению озонового слоя Земли.

Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A — нулю. Поэтому к настоящему времени большинство производителей, ориентированных на европейский рынок были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны 407C и R-410A.  Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Это было вызвано тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22.  Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации — до 26 атмосфер, вместо 16 атмосфер у фреона R-22. Таким образом, все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими.

Озонобезопасные фреоны не являются однородными, то есть они состоят из смеси нескольких простых фреонов.  Например, R-407C состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Это приводит к тому, что даже при незначительной утечке из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физических свойства. После этого приходится сливать весь ставший некондиционным фреон и заново заправлять кондиционер. В этом отношении фреон R-410A является более предпочтительным, поскольку он является условно изотропным, то есть все его компоненты испаряются примерно с одинаковой скоростью и при незначительной утечке кондиционер можно просто дозаправить.

к меню ↑

1.5 Применение фреона

Применяют фреон в качестве хладагента благодаря его физическим свойствам — при испарении он поглощает тепло, а затем выделяет его при конденсации. Принцип работы следующий: в холодильном оборудовании фреон в газообразном состоянии при помощи компрессора извлекается (высасывается) из испарителя, сжимается в механически уменьшаемом объёме (в поршневом компрессоре в цилиндре — поршнем), с одновременным нагревом и транспортируется в конденсатор. Там фреон остывает до температуры воздуха окружающей его среды и переходит в жидкое состояние. Жидкий фреон через дросселирующее устройство (капиллярную трубку или Терморегулирующий Вентиль — ТРВ) перетекает в испаритель, расширяется за счет низкого давления после дросселирующего устройства, и вновь переходит в газообразное состояние. Процесс расширения сопровождается поглощением большого количества тепла, вследствие чего стенки испарителя (ёмкости в которой кипит и испаряется фреон) охлаждаются, понижая температуру воздуха внутри охлаждаемого объема.

 Цикл повторяется до тех пор, пока температура стенок испарителя не опустится до значения, заданного терморегулятором, после чего терморегулятор размыкает электрическую цепь компрессора и он прекращает работу. Через некоторое время, под воздействием различных факторов, воздух в холодильной камере нагревается, и терморегулятор снова включает компрессор.       Применяется фреон, как хладоноситель в любом холодильном оборудовании и кондиционерах с 1931 года (до этого использовался вредный для здоровья аммиак). Так же благодаря его термодинамическим свойствам, хладагент применяется в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей. Широко используют фреон при тушении пожара на опасных объектах.

к меню ↑

1.6 Признаки утечки фреона

Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве. Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом.

Основные признаки утечки фреона:

  • Плохое охлаждение помещения.
  • Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
  • Подтеки масла под кранами.
  • Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
  • Появление неприятного запаха при работе кондиционера.

Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.

заправка кондиционера

к меню ↑

1.7 Схема традиционного холодильного цикла

Именно циркуляция обеспечивает качественное охлаждение не только кондиционера, но и любого другого холодильного оборудования. Кипение и конденсация фреона происходит в замкнутой системе. Эти два процесса имеют свои особенности. Тщательно изучив таблицу кипения фреона можно понять, что этот этап происходит при низком давлении, а вот конденсация — при высоком давлении и температуре. Этот этап работы принято называть холодильным циклом компрессионного типа. Равномерное движение хладагента и повышение давления до требуемых показателей просто невозможно без качественного компрессора. Мощность этого элемента должна соответствовать всем требованиям.
Схема традиционного холодильного цикла

Тот, кто решил самостоятельно дозаправить систему используемого оборудования фреоном, должен знать поэтапную схему компрессионного цикла:

  • Когда вещество выходит из испарителя, оно переходит в состояние пара с низким давлением и такой же температурой.
  • На следующем этапе пар поступает в компрессионную установку, которая способствует повышению его давления до 24 атмосфер. Специалисты утверждают, что температура кипения фреона 410А находится в пределах -52˚С.
  • Заправленный фреон постепенно охлаждается и конденсируется (переходит в жидкое состояние). Стоит отметить, что этот процесс происходит благодаря воздушным или же водяным охладителям (всё зависит исключительно от разновидности агрегата).
  • После выхода из конденсатора хладагент попадает в специальный испаритель, где после снижения давления начинает потихоньку кипеть и переходит уже в газообразное состояние. Всё тепло из воздуха забирает фреон, который находится в испарителе.
  • В завершении цикла хладагент направляется в компрессор, где все этапы повторяются.

Специалисты отмечают тот факт, что абсолютно все холодильные цикли состоят всего из двух областей — с высоким и низким уровнем давления. Благодаря существующей разнице происходит своеобразное преобразование фреона, а также его длительная транспортировка по рабочей системе. Чем выше будет уровень давления, тем больше итоговая температура кипения.

к меню ↑

1.8 Таблица давления фреонов

Но помните, что осуществить качественную диагностику все же может только специалист, который умеет не только подключить манометрическую станцию к нужному клапану, но еще и хорошо разбирается в устройстве и специфике холодильного цикла. Многие люди, не владея данными навыками и познаниями, а также дополнительным инструментом, таким, например, как тестер-клещи, делают выводы о нехватке фреона только по давлению в системе. Очень часто (особенно в холодное время) это приводит к появлению избыточного давления и, в последствии, гибели компрессора.

Все бытовые сплит-системы поставляются с уже закачанным в них хладагентом. Если вдруг выясняется наличие утечки, то прежде чем дозаправлять, обязательно нужно найти причину утечки, ликвидировать ее, и только после этого производить заправку. В противном случае работа будет сделана напрасно и все повторится вновь.

Фреон R22 – состоит из одного компонента, поэтому более прост в использовании для дозаправки кондиционеров в случае утечки. Его можно закачивать в систему без использования электронных весов, используя только манометрическую станцию и электронный термометр. Так как фреон R22 признан вредным для экологии и озонового слоя, его применение постепенно прекращается. В странах Евросоюза с 2010-го года данный тип хладагента находится под запретом. На данный момент в Российскую Федерацию осуществляются поставки бытовых кондиционеров только на более безопасном и современном фреоне R410A, а в ближайшее время начнет поставляться техника на новом фреон R32.

Внимание: системы, работающие на фреоне R410, можно дозаправлять только в очень редких случаях, и определить это может только грамотный специалист. Преимущественно дозаправка фреоном R410a происходит в случае увеличения длины фреоновой магистрали при монтаже, и производится добавлением хладагента строго по весу на каждый метр магистрали, превышающий стандарт, вес указывается в инструкции по монтажу (инсталяции) системы

В случаях утечки фреона R410a, кондиционеры следует заправлять, четко по весу, удалив перед этим весь старый фреон из системы. Это связано с тем, что R410a состоит из двух компонентов, и в случае утечки, один компонент, обладая более высокой плотностью, выдавливает другой, нарушая пропорцию компонентов, вследствие чего хладагент теряет свои термодинамические свойства.

Если «кондиционерщик» просто «накинул» манометрический узел на сервисный вентиль и приступил без электронных весов заправлять кондиционер фреоном R410a, знайте – результатом будет вызов другого мастера, а возможно и выход системы из строя.

Как пользоваться таблицей?

  • Определяем тип фреона в системе (смотрим по шильдику, вентилям или документации)
  • Измеряем манометрическим коллектором давление в системе
  • Смотрим по таблице значение температуры для данного фреона при этом давлении

Например:

  • хладагент R22
  • давление на всасывании 4,5 Бар, на нагнетании 16 Бар
  • соответственно, температура испарения фреона +3,1 гр С, температура конденсации +44,7 гр. С
  • Только необходимо измерять давление конденсации после конденсатора, до ТРВ или капиллярной трубки, иначе оно не будет соответствовать действительности.

    Температурный глайд

    В настоящий момент синтезировано очень много видов хладагентов (более 70 видов), многие из них многокомпонентные и состоят из частей разных по физическим свойствам.

    По этой причине температуры при испарении и конденсации отличаются.

    Для таких фреонов существует две шкалы:

    • dew — для определения температуры конденсации
    • bubble — для определения температуры испарения

    Для примера:

    • фреон R407c
    • низкое давление 4,5 Бар, высокое 16 Бар
    • определяем по шкале bubble температуру испарения -1 гр.С, по шкале dew температуру конденсации +43,8 гр. С

    Программы для определения зависимости t/P

    На данный момент многие производители холодильной техники и хладагентов выпустили удобные приложения для телефонов на разных операционных системах (в том числе и для iPhone).

    Пользоваться ими более удобно, так как они имеют интерактивную шкалу, имитирующую популярную «линейку холодильщика» и а также позволяют ввести точное значение с клавиатуры.

    к меню ↑

    1.9 Технические характеристики

    По физическим свойствам смесь двух гидрофторуглеродов близка к азеотропной. При фазовых переходах ее температурный глайд минимальный, практически равен 0. Это означает, что оба компонента одновременно испаряются и конденсируются. Фреон R 410a обладает высокой холодопроизводительностью. Улучшение характеристики позволяет уменьшать размеры климатического оборудования и холодильных установок. Хладагент не токсичен и пожаробезопасен, на воздухе не воспламеняется.

    Физические характеристики фреона r410a

    Характеристики

    Единицы измерения Значение
    Молекулярная масса 72,6
    Температура кипения °C -52
    Плотность насыщенных паров при кипении Кг/м3 4
    Критическая температура ° C 72
    Критическое давление МПа 4,93
    Температурный дрейф °C 0,15
    Теплота парообразования КДж/кг 264.3
    Удельная теплоемкость пара БТЕ/фунт*°F 0,17
    Коэффициент разрушения озона
    Потенциал глобального потепления (GWP) 1890
    Группа безопасности по ASHRAE A1/A1

    Высокий потенциал глобального потепления относится к недостаткам соединения. Эффект выброса аналогичен R22. Дозаправка системы осуществляется только в жидкой фазе. Транспортировка и хранение производится в баллонах розового цвета, выдерживающих давление 48 бар. Емкости заполняются на 75% веса.

    к меню ↑

    2 Фреон r134a: подробные характеристики, свойства, особенности хладагента

    Фреон R134a (тетрафторэтан) – бесцветный газ с температурой кипения -29 °С. Благодаря техническим характеристикам хладагент r134a используют в кондиционерах, чиллерах, холодильном оборудовании, производстве полимеров, медицине и косметологии. Он известен как:

    • HFC R134a;
    • Хладон-134;
    • Хладагент R134-a;
    • Refrigerant 134a;
    • Freon 134a;
    • ГФУ 134а.

    Мы расскажем о характеристиках фреона 134, физических и химических свойствах, применении. Вы узнаете об особенностях использования и эксплуатации техники на R134a. Приведем таблицы температуры кипения, давления хладагента r134-a, свойства насыщенного пара и жидкости в разных условиях. Подробную техническую информацию о хладагенте вы можете найти в разделе Таблицы и диаграммы.

    к меню ↑

    2.1 Физические свойства

    Фреоны — бесцветные газы или жидкости без запаха. Хорошо растворимы в неполярных органических растворителях, очень плохо — в воде и иных полярных растворителях.Основные физические свойства фреонов метанового ряда

    Химическая формула Наименование Техническое обозначение Температура плавления, °C Температура кипения, °C Относительная молекулярная масса
    CFH3 фторметан R-41 -141,8 -79,64 34,033
    CF2H2 дифторметан R-32 -136 -51,7 52,024
    CF3H трифторметан R-23 -155,15 -82,2 70,014
    CF4 тетрафторметан R-14 -183,6 -128,0 88,005
    CFClH2 фторхлорметан R-31 -9 68,478
    CF2ClH хлордифторметан R-22 -157,4 -40,85 86,468
    CF3Cl трифторхлорметан R-13 -181 -81,5 104,459
    CFCl2H фтордихлорметан R-21 -127 8,7 102,923
    CF2Cl2 дифтордихлорметан R-12 -155,95 -29,74 120,913
    CFCl3 фтортрихлорметан R-11 -110,45 23,65 137,368
    CF3Br трифторбромметан R-13B1 -174,7 -57,77 148,910
    CF2Br2 дифтордибромметан R-12B2 -141 24,2 209,816
    CF2ClBr дифторхлорбромметан R-12B1 -159,5 -3,83 165,364
    CF2BrH дифторбромметан R-22B1 -15,7 130,920
    CFCl2Br фтордихлорбромметан R-11B1 51,9 181,819
    CF3I трифториодметан R-13I1 -22,5 195,911

    Вдыхание

    Допустимая концентрация хладагента 134a в воздухе – 0,1% или 1000 частей на миллион. При вдыхании хладагента с воздухом такой концентрации на протяжении 12 часов негативного влияния на здоровье человека не будет.

    Вдыхание воздуха с большим содержанием хладагента r134a могут привести к угнетению деятельности нервной и сердечно сосудистой систем с побочными эффектами:

    • Головокружение;
    • Головная боль;
    • Снижение умственной активности;
    • Спутанность и потеря сознания;
    • Нарушение координации;
    • Учащенный пульс;
    • Аритмия;
    • Перепады давления.

    При концентрации фреона в воздухе более 7,5% или 75000 частей на миллион, сердечно-сосудистая система становится восприимчива к адреналину. Нарушается нормальный ритм работы сердца. В комплексе с эмоциональной нагрузкой и переживаниями это может привести к сердечному приступу и смерти.

    Глаза и кожа

    При комнатной температуре пары фреона не оказывают влияния на глаза и кожные покровы. При попадании R134a в жидкой фазе, есть иск обморожения. Если такое случилось, необходимо промыть поврежденные участки теплой водой и обратиться к медикам.

    к меню ↑

    2.2 Химические свойства

    Фреоны относительно инертны в химическом отношении, поэтому они не горят на воздухе, не взрывоопасны даже при контакте с открытым пламенем, но активно взаимодействуют с щелочными и щелочноземельными металлами, чистым алюминием, магнием, сплавами магния. Запрещено образование смесей с воздухом или кислородом под давлением и контакт с нагретым выше 200° C металлом! При нагревании фреонов свыше 250 °C образуются весьма ядовитые продукты, например фосген COCl2, который в годы первой мировой войны использовался как боевое отравляющее вещество.

    к меню ↑

    3 Что такое фреон R410a


    Информацию о том, что хладагент r 410a стал заменой R22 нельзя воспринимать буквально. Технические характеристики фреонов различаются, сплит-систему спроектированную под один тип газовой смеси, не заполняют другим составом. Хладон r 410a разработан в 1991 году компанией Allied Signal. Спустя 5 лет появились первые кондиционеры, работающие с новым хладоном. Целью разработчиков было заменить устаревшие газовые смеси, содержащие хлор. Соединения группы CFC (хлорфторуглеродные) при попадании в атмосферу разрушали озоновый слой, усиливая парниковый эффект. Новый фреон соответствует всем требованиям Монреальского протокола. Его влияние на истощение защитного слоя Земли равно нулю.

    Состав фреона r410a: R32+ R125. Химические формулы соединений: дифторметан CF2H2 (дифторметан) и CF2HCF3 (пентафторэтан). Соотношение компонентов 50% на 50%.

    Состав стабилен, инертен к металлам. Не имеет цвета, обладает легким запахом эфира. Под действием открытого огня разлагается на токсичные составляющие.

    к меню ↑

    3.1 Преимущества и недостатки фреона R 410a

    • Высокий уровень удельной хладопроизводительности не требует установки мощного компрессора.
    • В случае утечки количество газа легко восполняется без потери качества хладагента.
    • Появляются широкие возможности в плане уменьшения энергопотребления оборудования.
    • Производительность по холоду на 50% выше, чем у систем с R22 и 407c.
    • Хорошая теплопроводность и низкая вязкость положительно влияют на эффективность работы системы. Тепло переносится быстрее и с меньшими затратами на перемещение.
    • Высокое рабочее давление в системе, которое негативно действует на компрессор, приводит к быстрому износу подшипников.
    • Разность давлений на стороне всасывания и нагнетания хладагента снижает КПД компрессора.
    • Увеличиваются требования к герметичности контура. Толщина стенок медных труб магистрали должна быть больше, чем для R22. Минимальное значение 0,8 мм. Значительное количество меди ведет к удорожанию системы.
    • Хладагент не совместим с деталями климатического оборудования, изготовленными из эластомеров, чувствительных к дифтометану и пентафторэтану.
    • Полиэфирное масло, используемое в кондиционере, стоит дороже минерального.

    к меню ↑

    3.2 Взаимодействие R410a с другими материалами

    Имеется совместимость с применяемыми обычно в холодильном машиностроении металлами, такими как сталь, медь, алюминий и латунь. Отказаться следует только от цинка, свинца, магния и сплавов алюминия с содержанием магния более 2 % массы.

    Лишь незначительное набухание происходит при воздействии R410a на следующие пластмассы или эластомеры: полиамид (PA), фенольная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (POM), хлорпренкаучук (CR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Так как при отдельных пласмассах и эластомерах могут иметься различные формулировки, то мы рекомендуем в каждом случае перед применением провести испытания. Здесь также необходимо учесть возможное влияние смазочного вещества. Типы фторкаучука (FKM) не рекомендуются.

    к меню ↑

    3.3 Характеристики R410a на линии насыщения

    Темпе-ратура, C

    Насыщенная жидкость

    Насыщенный пар Давление насы-щения,

    105 Па

    Плотность, кг/м3

    Удельная энтальпия, кДж/кг

    Удельная энтропия, кДж/(кг*К)

    Давление насы-щения,

    105 Па

    Плот-ность,

    кг/м3

    Удельная энтальпия, кДж/кг

    Удельная энтропия, кДж/(кг*К)

    Удельная теплота парообра-зования, кДж/кг
    -50 1,123 1339,761 131,4 0,726 1,122 4,526 401,5 1,936 270,1
    -45 1,417 1325,036 137,8 0,754 1,415 5,616 404,6 1,924 266,8
    -40 1,770 1309,941 144,2 0,782 1,767 6,909 407,5 1,913 263,4
    -35 2,191 1294,45 150,7 0,809 2,187 8,435 410,5 1,902 259,8
    -30 2,689 1278,534 157,3 0,837 2,683 10,224 413,3 1,891 256,0
    -25 3,273 1262,162 164,0 0,864 3,265 12,312 416,1 1,882 252,0
    -20 3,954 1245,297 170,9 0,891 3,944 14,738 418,8 1,872 247,8
    -15 4,743 1227,897 177,9 0,918 4,730 17,546 421,3 1,863 243,4
    -10 5,651 1209,914 185,1 0,945 5,635 20,785 423,8 1,854 238,7
    -5 6,690 1191,292 192,5 0,973 6,670 24,511 426,1 1,846 233,6
    7,872 1171,968 200,0 1,000 7,849 28,79 428,3 1,837 228,3
    5 9,211 1151,863 207,7 1,028 9,184 33,696 430,2 1,829 222,5
    10 10,719 1130,887 215,7 1,055 10,688 39,317 432,0 1,821 216,3
    15 12,410 1108,928 223,9 1,084 12,375 45,759 433,6 1,812 209,6
    20 14,299 1085,849 232,5 1,112 14,260 53,149 434,8 1,803 202,4
    25 16,399 1061,481 241,3 1,141 16,357 61,643 435,8 1,794 194,5
    30 18,725 1035,603 250,5 1,171 18,681 71,44 436,4 1,785 185,9
    35 21,293 1007,926 260,2 1,202 21,247 82,798 436,6 1,774 176,4
    40 24,116 978,057 270,4 1,233 24,070 96,062 436,2 1,763 165,9
    45 27,211 945,435 281,2 1,266 27,165 111,722 435,2 1,750 154,0
    50 30,592 909,218 292,8 1,301 30,549 130,504 433,4 1,736 140,6

    к меню ↑

    3.4 Состав фреона r410a

    Хладагент R410-a является двухкомпонентным веществом. В состав хладагента r410a входят:

    • Фреон r32, дифторметан (50%);
    • Фреон r125, пентафторэтан (50%).

    Компоненты, входящие в состав 410 фреона, имеют схожие характеристики и зависимость температуры кипения и давления. Такую смесь называют псевдоазеотропной (близкой к азеотропной). То есть, хладон 410 не меняет состав при утечке – фреоны R32 и R125 испаряются с одинаковой скоростью.

    к меню ↑

    3.5 Температура кипения фреона 410

    Температура, ° СДавлениеТемпература, ° СДавление
    +50 29.5 -10 4.72
    +45 26.2 -15 3.85
    +40 22.9 -20 2.98
    +35 19.78 -25 2.35
    +30 16.65 -30 1.71
    +25 15 -35 1.22
    +20 13.35 -40 0.73
    +15 11.56 -45 0.25
    +10 9.76 -50 0.08
    +5 8.37 -55 -0.22
    6.98 -60 -0.36
    -5 5.85 -65 -0.51

    к меню ↑

    3.6 Монтаж оборудования на R410a

    При установке оборудования на R410A необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций (аналогичных для R407C):

    • не допускать попадания загрязнений в гидравлический контур;
    • при пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или слабовзаимодействующим газом, например, азотом с низким содержанием влаги;
    • особенно тщательно производить вакуумирование;
    • дозаправку хладагента осуществлять исключительно в жидкой фазе.

    Приведем несколько рекомендаций по выполнению вакуумирования, направленного на полное удаление из контура воздуха и влаги. Для того чтобы перевести воду из жидкого в газообразное состояние без нагревания, потребуется уменьшить давление в контуре. Чем ниже температура контура (наружного воздуха), тем меньше давление, при котором начнется испарение воды.

    Давление испарения воды при различных температурах воздуха:

    Температура, °C Давление, Мбар
    15 9
    10 12
    15 17
    20 23
    25 42

    Следовательно, при вакуумировании остаточное давление в контуре должно быть таким, чтобы температура испарения для этого давления была ниже температуры наружного воздуха

    Особое внимание следует уделить выбору инструмента. Вакуумный насос может быть как одно- , так и двухступенчатым, но производительность его должна быть не ниже 4–8 м3/ч для систем холодопроизводительностью до 11 кВт и 8–15 м3/ч для более мощных систем

    Преимущество двухступенчатых насосов заключается в возможности достижения более низкого остаточного давления. Для предотвращения попадания минерального масла из насоса в контур холодильной установки он должен быть оснащен специальным клапаном. Манометрический коллектор должен быть предназначен для R410A, т.е. иметь шкалу давление/температура соответствующую этому хладагенту, а также увеличенные диаметры портов для подключения гибких шлангов (ввиду существенных различий термодинамических характеристик R410A и R22, R407C).

    Очень важно, что измерение глубины вакуума с помощью манометра низкого давления (до 17 бар) на манометрическом коллекторе недопустимо, поскольку не обеспечивает достаточной точности. Необходим специальный манометр для измерения вакуума, только с его помощью можно правильно измерить остаточное давление и убедиться в отсутствии влаги в контуре

    В целом, если вы следуете этим несложным рекомендациям и работаете профессиональным инструментом, применяя его по назначению, то установка и сервисное обслуживание оборудования на R410A не вызовут сложностей, а пользователи смогут оценить надежность и высокую энергетическую эффективность новых систем кондиционирования.

    к меню ↑

    4 Фреон R22 (запрещен к использованию)

    22-й — производный метана СН4. В нём два атома водорода заменены фтором и один — хлором. Химическое наименование – дифторхлорметан. Теплофизические параметры — близкие с пропаном. Теплота испарения 1 кг 22-го хладона приблизительно вдвое ниже, чем у пропана, но и плотность пара вдвое выше. Так, что при небольшой перенастройке системы получается паритет.

    Он не горюч, не ядовит, не способен поддерживать дыхание. Тяжелее воздуха, поэтому при больших объёмах утечки может заполнить помещение компрессорной и вызвать удушье из-за недостаточного количества кислорода. Опасность ликвидируется простым проветриванием.

    Недостаток у нашего хладона заключается в наличии в составе Cl. Он, как оказалось, способствует разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. В связи с вновь открывшимся обстоятельством эксплуатация хлорсодержащих хладагентов была запрещена или ограничена. Так 22-й фреон должен быть полностью исключён состава рабочих тел холодильников, чиллеров после 2020 года.

    В связи с этими запретами пришлось разрабатывать новые хладагенты, не содержащие хлора и не оказывающие разрушительного воздействия на окружающую среду. Но наряду с очередными разработками необходимо было учитывать огромный парк действующего оборудования. Поэтому, ещё одним требованием, предъявляемым к новым хладонам, была возможность использования в существующих холодильных агрегатах

    к меню ↑

    4.1 История происхождения

    В 1989 году был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Под него попадали такие хладагенты как R22 и R13B, как озоноразрушающие (из-за присутствия в их составе хлора). Для их замены был разработан новый фреон R-410A.

    Изначально его использовали для замены устаревших хладагентов (если позволяли характеристики систем). Впоследствии было разработано оборудование, которое могло работать на хладагенте r410a, но не на r22 или r13b. Оно отличалось компактностью и низким энергопотреблением.

    За счет этого новые модели стали пользоваться популярностью, хоть и были несколько дороже. Когда производители хладагентов снизили стоимость нового вида фреона, на него перешли изготовители бытовой и коммерческой холодильной и кондиционерной техники. Сейчас хладагент в некоторых сферах используется чаще аналогов, таких как r134a, r404a, r600a, r407c и r507.

    После разработки хладагента, многие производители начали патентовать собственные торговые марки. Сейчас полноценными аналогами R410a являются:

    • SUVA 9100;
    • AZ 20;
    • Forane 410a;
    • Solkane 410.

    Торговая марка Genetron AZ 20 — полный аналог R410a

    к меню ↑

    4.2 Область применения

    Согласно Significant New Alternatives Policy (SNAP) Program (Программе политики существенно новых альтернатив), хладагент 410a можно применять в:

    1. Домашних и коммерческих легких холодильных установках;
    2. Промышленных холодильных процессах;
    3. Домашнем и коммерческом кондиционировании воздуха;
    4. Промышленном кондиционировании воздуха;
    5. Системах холодильных складов;
    6. Системах ледяных катков;
    7. Холодильных автоматах;
    8. Торговых пищевых холодильных автоматах;
    9. Перевозках с охлаждением.

    Большая часть среднетемпературного и низкотемпературного холодильного оборудования использует фреон r410a. Его технические характеристики позволяют существенно уменьшить установки.

    Фреон R410A часто используют в:

    • Холодильниках;
    • Кондиционерах;
    • Морозильных камерах;
    • Холодильных и морозильных ларях;
    • Тепловых насосах.
      r410a-heat-pump.jpg

    к меню ↑

    4.3 Отличия R22 и R410a

    По сравнению с фреоном r22, хладагент r410a имеет ряд преимуществ и недостатков. Они обусловлены его техническими характеристиками, физическими свойствами и сложностью производства.

    Фреон r22:

    • Имеет низкую стоимость;
    • К 2020 году должен быть выведен из оборота странами, ратифицировавшими Монреальский протокол;
    • Является однокомпонентным, в случае утечки возможна дозаправка независимо от количества потерянного хладагента;
    • Не сложен в производстве, благодаря чему есть много производителей по всему миру.

    Фреон r410a:

    • Дороже хладагента R-22;
    • Не токсичен, пожаробезопасен;
    • Двухкомпонентный, в случае утечки большого количества из системы, ее нужно очистить от остатков и заправлять заново;
    • Не разрушает озоновый слой;
    • Имеет более высокие рабочие давления, оборудование должно быть более прочным. Оно дорогое, но надежное.

    Отдельно стоит сказать про влияние на париковый эффект. Потенциал глобального потепления у хладагента r410a на 32,3% больше, чем у r22. Но если все оборудование полностью перейдет на него, то получится интересный эффект.

    Так как хладопроизводительность фреона r410a лучше, его нужно меньше. Было подсчитано, что при переводе системы с 22-го хладагента на 410-ый, ее влияние на парниковый эффект уменьшалось в среднем на 11-13%. С точки зрения экологии, R22 проигрывает.

    к меню ↑

    5 Как часто нужно заправлять систему хладагентом

    Профилактическая дозаправка фреона выполняется 1—2 раза в год, поскольку абсолютной герметичности не бывает. В соответствии с нормативными документами допускаются потери хладагента в размере 5—8% в течение года.

    Вторая причина – снижение эффективности работы, когда давление фреона в кондиционере падает из-за утечки через неплотности вальцевых и других соединений. При неисправности слышно непрерывное гудение компрессора. В таком случае проводится полный цикл мероприятий по устранению утечки и заполнением хладагентом.

    Перед заправкой кондиционера в домашних условиях, следует убедиться, что у вас есть все необходимые приспособления, приведенные в перечне:

    • баллон с хладагентом именно той марки, которая требуется вашему охладителю;
    • баллон с осушенным азотом;
    • комплект шлангов с резьбовыми соединениями;
    • манометрический коллектор;
    • электронные весы;
    • вакуумный насос для кондиционера.

    к меню ↑

    5.1 Правила заправки кондиционера

    Прежде чем использовать фреон, нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы. Для работы обязательно пригодится специальный манометр, мощный вакуумный насос, весы, по которым можно будет определить объём хладагента в оборудовании, а также баллон с охлаждающей жидкостью.

    Все дальнейшие действия должны соответствовать следующей схеме:

    • Изначально необходимо аккуратно отключить охладитель от сети электроэнергии, а также определить необходимое для заправки количество охлаждающей жидкости по весу либо давлению в рабочей системе.
      Правила заправки кондиционера
      Мастер должен постепенно очистить трубки с помощью азота. Эти манипуляции помогут устранить из системы все лишние примеси, а также позволят убедиться в полной герметичности всех стыков. Такие действия особенно важны в том случае, если есть какие-либо подозрения на утечку фреона из-за повреждения какого-либо элемента.
    • На следующем этапе необходимо аккуратно закрыть трёхходовой клапан (исключительно по часовой стрелке).
    • Пришло время определить уровень давления и дозаправить хладагент. К штуцеру присоединяется специальный манометрический коллектор.
    • На завершающем этапе трёхходовой клапан снова открывается, а к коллектору подключается заранее подготовленный баллон с фреоном, чтобы перекачать его в систему.

    Технология заправки по весу хладагента

    Суть способа заключается в полной замене фреона – старый газ нужно спустить в атмосферу, а вместо него залить свежий хладон. Для новичков это наиболее приемлемый вариант – только опытный мастер способен определить остаток хладагента в системе и точно дозаправить недостающее количество. Другие способы закачки мы опишем ниже.

    Представляем инструкцию, как заправить кондиционер фреоном по весам:

    1. Слейте старый хладон в атмосферу любым удобным способом – через открученную трубку либо золотник сервисного порта. Выпускайте газ медленно, дабы не потерять масло. В процессе опорожнения шестигранником откройте оба крана, спрятанные под защитными гайками.
    2. Закройте краны и подсоедините к золотнику левый шланг манометрической станции (синего цвета). Убедитесь, что вентили коллектора тоже закрыты.
      Схема подключения для вакуумирования
    3. Средний шланг желтого цвета подключите к штуцеру вакуумного насоса, запустите агрегат. Откройте левую задвижку низкого давления (слева на схеме) и следите за вакууметром – стрелка должна упасть ниже нуля и показать значение минус 1 Бар. Также откройте вентили сервисных портов.
    4. Вакуумируйте фреоновый контур в течение 20 минут. После остановки насоса выждите полчаса, наблюдая за манометром. Если стрелка двинется обратно к нулю, ищите протечку.
    5. Переключите шланг с насоса на баллон, закройте левый кран коллектора. Вентиль резервуара откройте на несколько оборотов и выполните продувку шланга фреоном. Операция проста: на 1 секунду приоткройте правую задвижку станции (высокого давления).
      Заправочный сосуд подключается тем же шлангом, что и вакуумный насос
    6. Установите баллон на весы должным образом и обнулите показания дисплея. Снова откройте левый вентиль коллектора и отслеживайте уменьшение массы газа. Когда дисплей покажет требуемое количество хладона, кран закрывайте.
    7. Перекройте оба вентиля на сервисных портах, отсоедините от золотника патрубок и проверяйте сплит-систему на работоспособность.

    к меню ↑

    6 Как проверить остаток фреона

    Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:

    • испарившийся во внутреннем теплообменнике хладагент движется по трубке низкого давления в компрессор;
    • по дороге пар успевает дополнительно нагреться на 5—8 °С (если количество фреона соответствует норме);
    • разница между температурой кипения жидкости и реальной температурой газа на всасывающем патрубке компрессора называется перегревом.

    Схема расположения сервисных портов
    Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции

    Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.

    Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:

    1. Узнайте тип используемого в кондиционере хладона по шильдику, закрепленному на внешнем модуле.Шильдик с данными на внешнем блоке
    2. Синий шланг, ведущий к манометру низкого давления (сокращенно — НД), находящийся слева на коллекторе, подключите к сервисному порту газовой магистрали, как сделано выше на фото. Она отличается большим диаметром.
    3. Включите сплит-систему на охлаждение при максимальном режиме работы вентилятора. Откройте левый кран манометрической станции.
    4. Снимайте показания только после запуска компрессора. Звук работающего агрегата хорошо слышится из внешнего блока.Таблица параметров фреонов
    5. Узнайте температуру кипения вашей марки фреона при измеренном давлении, ориентируясь по таблице.
    6. С помощью термометра измерьте реальный нагрев газовой трубки на всасывающей стороне. Рассчитайте разницу между этой температурой и табличным значением точки кипения.
    7. Переходите к анализу результата.Схема подключения манометра и термометра
      С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору

    Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.

    Градуирование шкалы манометра
    Разметка шкалы манометра под различные типы хладагентов

    Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5—8 °С, значит, количество хладона в норме.

    к меню ↑

    6.1 Признаки нехватки хладагента

    Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре. Что происходит в кондиционере:

    1. Жидкость закипает в первой секции испарителя и переходит в газообразное состояние. Пар, пройдя сквозь трубки теплообменника и участок магистрали до компрессора, успевает сильно нагреться.
    2. Постоянно всасывая горячий газ, компрессорный агрегат плохо охлаждается и начинает перегреваться, сокращается ресурс механизма.
    3. Производительность по холоду заметно снижается. 1 кг хладона в среднем способен поглотить и перенести 50 Вт теплоты – чем меньше расход фреона в элементах контура, тем слабее охлаждается воздух.

    Как обнаружить утечку фреона
    При утечке хладона на стыках появляются следы масла, не заметные на первый взгляд

    Примечание. Проблема с нехваткой хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцевых соединениях медных трубопроводов. Главный симптом – следы масла на гайках, выбивающегося вместе с рабочей жидкостью.

    Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:

    • по команде датчиков сплит-система часто отключается и показывает ошибку;
    • компрессор долго работает в максимальном режиме;
    • трубки и сервисные порты покрываются инеем, в запущенных случаях на ребрах испарителя нарастает снежная «шуба».

    Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.

    Недостаток хладона в холодильной машине

    к меню ↑

    6.2 Переизбыток и другие неполадки

    Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.

    Рекомендация. Перезаправка встречается относительно редко – как правило, после обслуживания кондиционера неграмотным персоналом. Обнаружив проблему, стоит вызвать нормального сервисного мастера, который сольет лишний хладон либо выявит другую неполадку.

    Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.

    Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:

    • засорена капиллярная трубка дроссельного клапана;
    • неполадки компрессора или осушителя;
    • неисправен четырехходовой соленоидный клапан, обращающий цикл в другую сторону (режимы охлаждение / обогрев).

    Проверка давления в автокондиционере
    Диагностику и устранение неполадок автокондиционера лучше доверить мастеру станции техобслуживания

    Указанные проблемы решаются одним способом – вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.

    к меню ↑

    7 Порядок выполнения работ по замене фреона

    Прежде чем приступать к замене хладгента, необходимо убедиться, что под рукой есть все необходимые инструменты и материалы для проведения работ.

    к меню ↑

    7.1 Диагностируем проблему самостоятельно

    Хладагенты не горят, но их отсутствие или недостаточное количество в системе может вызвать досрочный износ и повреждение других деталей.

    Кроме того, нарушение заданного теплообмена приведет к тому, что в холодильнике станет слишком тепло, продукты будут портиться, появится неприятный запах и т.п. Поэтому важно научиться оперативно определять признаки утечки и устранять их.

    Признаки утечки фреона
    Наличие снега внутри холодильной камеры может быть признаком неисправности, особенно если после разморозки снежная шапка появляется снова

    Вот моменты, на которые стоит обратить пристальное внимание:

    • температура внутри камеры слишком высокая;
    • заметно сократились перерывы в работе двигателя;
    • компрессор работает непрерывно;
    • внутри устройства появляется конденсат;
    • от холодильника исходит неприятный запах, не связанный с наличием испорченных продуктов;
    • испаритель покрывается снежной шапкой или льдом и т.п.

    Иногда утечку можно обнаружить сразу же. При неаккуратном удалении льда с испарителя трубку контура можно случайно проткнуть.

    В результате из узкого отверстия станет выходить газ с характерным шипением. Если обратить внимание на этот момент, можно быстро устранить неисправность.

    Коррозия корпуса
    Коррозия корпуса может быть признаком недостатка хладагента в контуре: внутри камеры повышается температура, скапливается конденсат, влага воздействует на металл, появляется ржавчина

    к меню ↑

    7.2 Диагностика уровня давления своими руками

    Каким должно быть давление в автомобильном кондере и как проверить этот параметр? Процедура диагностики подразумевает использование манометрической станции со всеми необходимыми патрубками и шлангами. Для подключения к системе кондиционирования также потребуется дополнительно приобрести переходники, которые могут относиться к одному из двух типов — под продавку или под прошивку. Первый вариант, судя по отзывам специалистов, является более актуальным, так как такие переходники характеризуются более высокой надежностью и качеством.

    Прежде чем купить нужный переходник, важно точно понять, какая жидкость используется в системе. Например, в автомобилях, которые выпущены до 1992 года, в большинстве случаев применяется фреон R-12

    Если речь идет об автомобилях, выпущенных в период с 1992 по 1994 годы, то в таких авто могут использоваться жидкости стандарта R-12 либо R-134. Этот период считается спорным, поскольку тогда производители машин не могли единогласно решить, какой стандарт лучше использовать. В авто, которые были выпущены после 1994 года, используется рабочая жидкость типа R-134 (автор видео — канал Автоматика — автокондиционеры от А до Я).

    Чтобы точно узнать, какой фреон используется в вашем автомобиле, рекомендуем ознакомиться с сервисным мануалом или с таблицей, которая обычно находится на обратной стороне капота. После того, как все необходимые для выполнения задачи инструменты и приборы будут готовы, можно начинать диагностику. Открыв капот, вы сможете увидеть магистрали системы кондиционирования, обычно они располагаются слева от силового агрегата. Как правило, это два патрубка — высокого и сниженного давления, для выполнения проверки вам понадобится только последний.

    Шланги пониженного давления более крупные в диаметре:

    1. Для начала вам надо открутить заглушку на магистрали и вместо нее установить переходник с подключенным шлангом от манометрической станции. Перед установкой произведите очистку места вокруг заглушки, чтобы предотвратить возможное попадание загрязнений в магистрали.
    2. Затем на манометрической установке надо будет открутить один кран, при этом второй трогать не нужно. Если вы его случайно откроете, то это приведет к утечке фреона.
    3. После этого нужно завести автомобильный двигатель — выполнить диагностику можно только при заведенном агрегате. Наиболее оптимальный вариант — чтобы в автокондиционере величина давления соответствовала значению в 250-290 кПа.

    Если полученный в итоге параметр меньше указанного диапазона, то это говорит о необходимости дозаправки агрегата. Если же величина давления более 290 кПа, то заправлять систему больше не нужно, поскольку это может стать причиной неисправности компрессорного устройства. Этот узел не рассчитан на работу в условиях повышенного давления, так что из-за повышенного давления его может просто заклинить (автор видео — vassilij pavliuk).

    к меню ↑

    7.3 Подготовительные работы перед заменой

    Перед началом ремонтных работ, разумеется, холодильник следует отключить от электропитания. Все обогревательные приборы и источники открытого огня следует выключить или убрать подальше от места, где выполняется заправка фреоном.

    Электроаппаратура, которая будет использоваться во время ремонта, должна быть заземлена в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

    При проведении пайки следует также позаботиться о пожарной безопасности. Хотя фреон и не опасен для людей, все же комнату во время проведения, а также по окончании работ лучше проветрить.

    Подготовка к ремонту
    Прежде всего нужно обязательно отключить холодильник от сети и приготовить весь набор необходимых инструментов

    Перед началом ремонта не помешает найти и перечитать инструкцию по эксплуатации холодильника, чтобы учесть особенности конкретной модели. Выполняя заправку холодильника фреоном, следует ориентироваться на сведения, указанные на бирке, а также на метки на заправочном цилиндре.

    к меню ↑

    7.4 Удаляем остатки хладгента

    Перед тем, как закачивать газ в систему, нужно удалить из нее оставшийся внутри хладагент. Для этого нужно найти фильтр-осушитель, его зажимают с помощью игольчатого захвата.

    После этого в фильтре проделывают дыру на участке из меди. Поврежденный таким образом элемент придется в дальнейшем заменить новым.

    Замена осушителя
    При заправке хладагентом фильтр-осушитель будет поврежден, его придется заменить новым исправным элементом. Кроме того, понадобится распаять контур и установить дополнительные клапана

    Место под пайку клапана лучше приготовить заранее. Его нужно вынуть из штуцера и обрезать лишнюю длину. Затем клапан рекомендуется сразу припаять к компрессору.

    После того, как из системы выйдут остатки хладагента, нужно будет продуть все трубы с помощью азота. Это позволит вывести из контура влагу, которая туда, возможно, попала.

    Для закачки газа в рабочий контур холодильника устанавливается клапан Шредера, исключающий отток фреона в обратном направлении.

    Не следует использовать для таких работ баллоны, в которых давление газа превышает 6 атмосфер, так можно повредить систему. Сведения о внутреннем давлении обычно указаны на емкости.

    Если баллона с подходящими характеристиками не имеется, нужно подавать газ в систему с помощью понижающего редуктора.

    Баллон с фреоном
    На баллоне с хладагентом указана марка фреона, а также рабочее давление. Если газ внутри сжат более чем до шести атмосфер, нужно использовать понижающий редуктор

    Систему нужно продувать в течение примерно 10-15 минут. После этого вентиль на игольчатом захвате перекрывают и обрезают фильтр рядом с капиллярной трубкой.

    Затем необходимо выполнить продувку контура еще раз. По окончании продувки нужно установить новый осушительный фильтр вместо использованного.

    Сделать это следует в течение 15 минут после окончания последней продувки, поскольку холодильный контур нельзя оставлять открытым на более длительный срок.

    Профессиональные мастера используют для выполнения этого типа работ целый набор специальных инструментов: течеискатель, тестер, вакуумный насос, гаечные ключи, термометр, пассатижи, пережимные клещи и т.п.

    Для выполнения пайки следует запастись защитными экранами, также обязательно понадобится клапан Шредера и новый фильтр-осушитель.

    Чтобы выполнить одноразовую заправку холодильника, не имеет смысла покупать отдельный комплект оборудования. Дешевле и проще будет взять все необходимое на прокат.

    к меню ↑

    7.5 Выполняем закачку фреона

    Для выполнения этой операции понадобятся приборы, которые позволят контролировать давление в системе. Мастера по ремонту бытовой техники используют заправочную станцию, состоящую из двух манометров с запорными вентилями и трех шлангов.

    Манометры различаются по цвету: красный и синий. С помощью первого измеряется давление нагнетания, а синий определяет давление всасывания.

    Схема заправки фреоном
    Это упрощенная схема подключения заправочной станции и баллона с хладагентом к холодильному контуру. В таком варианте красный шланг и манометр не используется

    При работе с обычным бытовым холодильником обычно учитывают только показания синего манометра.

    Шланги, к которым присоединены манометры, также имеют различную цветовую маркировку: красный и синий, которые подсоединены к манометрам такого же цвета, и желтый, расположенный по центру.

    Перед началом работ нужно убедиться, что вентили на шлангах с манометрами полностью перекрыты. После этого желтый шланг присоединяют к баллону с газом.

    Синий шланг подключают к патрубку, через который в контур будет подаваться хладагент. Для этого используют специальный штуцер.

    Красный шланг монтируют на другом конце системы. Для него нужно присоединить клапан Шредера.

    Подключение заправочной станции
    Синий манометр нужен для контроля давления всасывания, красный – чтобы следить за давлением на выходе из системы, по желтому шлангу подается фреона из баллона

    Когда все необходимые элементы подключены, нужно открыть запорные краны на синем и красном шлангах. После этого открывают вентиль на баллоне с хладагентом и начинают заполнение системы, наблюдая за показаниями манометров.

    Когда давление достигнет примерно 0,5 атмосфер, вентили манометров следует перекрыть.

    Теперь подают питание на компрессор примерно на 30 секунд. Вместо баллона к желтому шлангу подключают вакуумный насос. Его включают примерно на 10 минут.

    Вакуумирование позволяет удалить воздух, попавший в систему, и улучшить качество заправки. Теперь нужно снова присоединить желтый шланг к баллону с фреоном.

    Вакуумирование холодильного контура
    Вакуумный насос необходим для того, чтобы удалить из холодильного контура любые посторонние газы и обеспечить качественную заправку

    При этом сделать небольшую щель между коллектором и шлангом, чтобы поступающий хладагент вытеснил из шланга воздух, и подать на шланг небольшое количество газа.

    Затем желтый шланг, из которого стравлен воздух, надежно фиксируется на коллекторе. Снова нужно открыть синий вентиль и продолжить заправку контура фреоном.

    На этом этапе снова включают компрессор и наблюдают за показателями манометров, чтобы убедиться в нормальной работе системы. Если давление остается стабильным, патрубки перегибают и тщательно запаивают.

    Не следует пережимать сервисный патрубок и запаивать его до проведения тестового пуска системы. На этом этапе стрелка синего манометра должна постоянно находиться в районе ноля.

    Заправка фреона с весами
    В домашних условиях при заправке системы фреоном можно использовать бытовые весы, чтобы контролировать количество хладагента, перемещенного в контур

    Некоторые умельцы выполняют заправку контура фреоном с помощью только одного манометра. При этом количество хладагента, которое было перемещено в контур, определяется путем взвешивания баллона с фреоном на бытовых весах.

    В остальном процесс закачки практически не отличается от способа, описанного выше.

    к меню ↑

    8 Может ли замерзнуть кондиционер и почему это происходит?

    при какой температуре замерзает фреон

    Обычно мы пользуемся бытовой техникой до ее «полного изнеможения», то есть до первой поломки, пренебрегая профилактической диагностикой. Если, например, с телевизором такая позиция вполне оправдана, то для кондиционеров почти всегда просто губительна. Кондиционер, как и каждое устройство, нуждается в регулярном хоть и простом уходе.

    Задача владельца сплит-системы сводится к тому чтобы прочищать фильтры раз в несколько недель и раз в 1,5 года проводить дозаправку фреоном. В благодарность ваш кондиционер прослужит положенный ему срок – а это 7 – 12 лет. Но даже такое неприхотливое устройство, как сплит-система, может «закапризничать».

    «Капризы» кондиционера проявляются как капающая из него вода или образование слоя инея или льда на его внешней поверхности.

    к меню ↑

    8.1 Ищем причины внутри

    Чтобы понять, из-за чего могут появиться подобные проблемы, необходимо представлять строение кондиционера. Каждая сплит-система – это устройство, включающее две части: внешний и внутренний блок. В блоках расположены: конденсатор, испаритель, компрессор и 2 вентилятора (по одному в каждом блоке).

    Блоки соединены между собой медными трубопроводами, наполненными компрессорным маслом и фреоном. Их смесь находится под высоким давлением. Вентиляторы обдувают конденсатор и испаритель для обеспечения охлажденным воздухом помещения и для улучшения теплообмена.

    к меню ↑

    8.2 Причины появления наледи

    Самый распространенный фактор достаточно банален – загрязненные фильтры. Каким образом это связано с толстым слоем инея, который образуется на кондиционере? Все очень просто. Фильтры защищают от загрязнения не только воздух в помещении, но и радиатор внутреннего блока. Когда фильтры забиваются, работа кондиционера затрудняется и на трубопроводах начинает образовываться иней или лед.

    Такую проблему легче предупредить, чем устранять от нее последствия. Очевидно, что нужно снять и прочистить фильтры: выглядят они как мелкая сетка и почистить их достаточно просто даже не прибегая к помощи специалистов. Скорее всего, если вы «довели» свою сплит-систему до замерзания, водой и мылом обойтись не получится: вам понадобятся бытовые химические средства для их очистки. Но образование льда прекратится, а в дальнейшем лучше этого не допускать.

    Если фильтры долгое время были загрязнены, кроме самой сетки вам необходимо будет прочистить дренажный канал. Это можно сделать как воспользовавшись помощью специалистов, так и самостоятельно. Если вы прибегнете к услугам службы сервиса, будет прочищен не только дренажный канал, но и проведена диагностика всего кондиционера. Если же решитесь проделать процедуру самостоятельно — вам надо будет продуть трубку, выходящую на улицу.

    Давление раскачает засорение от скопившейся воды, а затем оно рассосется окончательно. Но даже если загрязнение дренажной трубки полностью закупорило ее – вы также сможете справиться самостоятельно. Для этого вам нужна будет проволока, если она не поможет – воспользуйтесь пылесосом – он точно устранит вашу проблему.

    Но не забывайте о том, что и в такой ситуации специалисты сделают все быстрее и качественнее, устранив не только закупорку, но и проверив работу кондиционера в целом.

    Также наледь на кондиционере может образоваться из-за недостатка фреона. Фреон – это хладагент, который используется в работе кондиционера. Существуют рамки, в пределах которых утечка этого вещества – нормальна. Это примерно 6 — 8% в год. Нормированная утечка фреона происходит независимо от частоты диагностики кондиционера и качества его монтажа.

    Решение проблемы лежит в дозаправке кондиционера. Самостоятельно такую процедуру лучше не проводить – более грамотным решением будет обращение к специалистам.

    Профилактическую дозаправку необходимо проводить хотя бы раз в 1,5 года, так как утечка хладагента не так безобидна, как загрязненные фильтры, и может привести к окончательной поломке оборудования.

    Подводя итог возможным причинам замерзания кондиционера, главной можно назвать человеческий фактор. Если вы не следите за своей сплит-системой, вовремя не чистите, не проводите диагностику – очень скоро техника будет требовать повышенного внимания с вашей стороны появлением капающей воды. Если и это не насторожит вас, очень скоро кондиционер начнет покрываться льдом и может потребовать не только простой очистки, но и серьезного ремонта.

    к меню ↑

    9 Устранение утечек и заправка фреона холодильника

    Как и при ряде других неисправностей холодильного агрегата (засор капиллярного трубопровода, засор фильтра-осушителя, потеря производительности компрессора, завышенной заправочной дозе фреона). При утечке фреона происходит в первую очередь падение холодопроизводительности холодильного агрегата. Компрессор при этом работает, но холодильник не морозит.

    к меню ↑

    9.1 Признаки утечки фреона из контура холодильного агрегата

    • повышенная температура в холодильной камере камере;
    • компрессор работает работает не отключаясь;
    • холодный конденсатор холодильного агрегата;
    • на задней стенке в верхнем углу холодильной камеры может намерзает толстым слоем лед.

    Утечка фреона – часто встречающийся дефект. Что бы устранить его необходимо найти место утечки, устранить негерметичность, далее поменять фильтр-осушитель так как вместе с воздухом в холодильный контур попадают пары воды, отвакуумировать холодильный агрегат и произвести заправку фреона.

    Выполнение всех этих работ невозможно без комплекта специального оборудования и инструмента. Понадобятся течеискатель, вакуумный насос, заправочный коллектор и фреон.

    к меню ↑

    10 Дозаправка по давлению и температуре перегрева

    Сразу хотим предупредить, что данный способ добавления хладона считается ненадежным, хотя многие холодильщики заправляют фреон «на глазок», ориентируясь только по давлению. Лучшая и самая правильная методика заправки – полная замена хладагента с опорожнением системы и заливкой по весам, как это описывается в нашем руководстве.

    Помимо термометра и манометрического коллектора, вам понадобится:

    • шестигранные и рожковые ключи;
    • весы электронные (сгодятся кухонные);
    • фреон требуемой марки (указывается на табличке внешнего блока).

    Распространенные типы хладагентов

    Важный момент. Хладагенты различных типов обладают разными физическими свойствами. Понятие взаимозаменяемости либо совместимости этих жидкостей отсутствует как таковое, подойдет только газ, указанный на табличке холодильного агрегата. В бытовых кондиционерах применяются марки R22 и R410a, в автомобилях – 134-й фреон.

    Первым делом убедитесь в отсутствии утечек, иначе рискуете потратить время и силы впустую. Выполняя дозаправку, придерживайтесь инструкции:

    1. Присоедините шланг от манометра НД к сервисному порту, а среднюю трубку желтого цвета – к газовому баллону в соответствии с представленной ниже схемой.
    2. Откройте вентиль баллона и продуйте шланги от воздуха, на секунду приоткрыв кран высокого давления (справа на коллекторе).
    3. Поставьте емкость с хладоном на весы, обнулите показания. При заливке фреона R410a баллон ставится кверху дном.Подключение баллона с хладагентом
    4. Включите кондиционер на охлаждение и откройте сервисный вентиль, предварительно открутив защитную крышку.
    5. Открывая кран НД (слева на манометрической станции), запускайте хладон в контур малыми порциями, буквально по 30 грамм. Ориентируйтесь по электронным весам.
    6. После заливки каждой порции перекрывайте кран и замеряйте температуру газового патрубка в течение 1—2 минут. При необходимости подавайте следующую порцию. Задача – снизить перегрев до нормы 5—8 °С.
    7. По окончании дозаправки закройте поочередно вентили коллектора, сервисного патрубка и баллона.

    Пример. Если раньше температура газовой магистрали при давлении 5.4 Бар составляла +17 °С, перегрев достигал 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Значит, нужно добиться охлаждения трубки до + 14 °С, чтобы уложиться в норму.

    к меню ↑

    10.1 Выпуск фреона из кондиционера

    Прежде чем закачать фреон в кондиционер при полной заправке, из него необходимо выпустить оставшийся газ. Как правильно слить фреон с кондиционера, и какие инструменты понадобятся для этого?

    Некоторые мастера не видят ничего страшного в том, чтобы просто ослабить гайки на внешнем блоке и стравить все в атмосферу, считая небольшое количество хладагента для окружающей среды безопасным. В чистом виде он на самом деле безвреден, но делать так не стоит. Для его выпуска из кондиционера необходимо иметь станцию по сбору фреона, которая врезается в систему кондиционирования при помощи специального штуцера и откачивает весь газ из нее.

    Далее производят вакуумирование, и только после этого подключают баллон с фреоном и производят его закачку в кондиционер по необходимой норме.

    к меню ↑

    10.2 Сколько нужно фреона

    В разных холодильных системах находится разное количество хладагента. То, сколько в кондиционере может быть фреона, зависит от холодопроизводительности агрегата. В среднем его объем составляет в стандартных сплитах от 700-800 грамм, а в мощных установках коммерческого или промышленного назначения более килограмма.

    Требуемый объем указывается производителем на шильдике, представляющем собой металлическую табличку на внутреннем корпусе сплита. Он помогает определить, сколько фреона в кондиционере должно находиться. Используя манометр, мастер определяет величину давления в охлаждающем корпусе и смотрит эту табличку.

    В идеале заправка бытовых кондиционеров фреоном должна происходить маленькими порциями, чтобы в систему не попало большее количество газа, так как его переизбыток ведет к неэффективной работе – он не успевает пройти полный цикл трансформации из одного состояния в другое.

    к меню ↑

    10.3 Способы заправки кондиционера

    Заправка кондиционера может производиться несколькими способами, но наиболее простыми и часто применимыми являются:

    • заправка по массе (по весам) – понадобится дорогостоящие весы для взвешивания баллона с хладагентом;
    • заправка по давлению – при значениях ниже 3-3,5 атм требуется восполнение газа;
    • по току – понадобятся токоизмерительные клещи, накладываемые на фазу провода питания работающего внешнего блока.

    Существуют еще два способа: заправка по переохлаждению и по перегреву. Но в реальности их применяют только при проверке промышленных компрессорно-конденсаторных блоков, так как в бытовых сплитах нет устройства, регулирующего расход фреона. Его роль выполняет капиллярная трубка.

    Если после полной или частичной заправки кондиционера его работа не выравнивается, то следует провести диагностику оборудования на обнаружение других неисправностей системы.

    Только опытные монтажники знают все безопасные способы, как слить фреон в кондиционере и как восполнить его нехватку. Не стоит самим пытаться проводить такие действия, которые могут привести к ожогам кожных покровов или глаз, а также полностью вывести холодильную машину из строя.



    к меню ↑

    10.4 Заправка кондиционера: алгоритм действий

    Перед тем как заправить систему кондиционирования фреоном, нужно подобрать необходимые инструменты и материалы. Для этого потребуется манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос, а также весы, по которым будет определяться объем хладагента в кондиционере.

    Алгоритм действий при заправке кондиционера:

    • Сначала нужно отключить охладитель от электричества и определить необходимое для заправки количество фреона по весу или давлению в системе.
    • А также нужно «продуть» трубки с помощью азота, чтобы удалить из системы лишние примеси и убедиться в герметичности системы. Это важно сделать в том случае, если существует подозрение на утечку хладагента из-за повреждения системы.
    • Затем нужно закрыть трехходовой клапан по часовой стрелке.
    • Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор.
    • После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему.

    Источники


    • https://mastack.ru/other/chto-takoe-freon-sostav-svoystva-i-tablitsa-tehnicheskih-harakteristik.html
    • https://oventilyacii.ru/ventilyaciya/osnovnye-harakteristiki-i-temperatura-kipeniya-freona-r-410a.html
    • https://odstroy.ru/temperatura-kipenia-freona-v-kondicionere-ego-zakacka-i-utecki/
    • https://GelenStroy-Suvorov.ru/uteplenie/temperatura-kondensacii-freona.html
    • https://masterfibre03.ru/otoplenie-i-radiatory/freonovyj-ballon-harakteristiki.html
    • https://odstroy.ru/cto-takoe-freon-r-410a-temperatura-kondensacii-rabocaa-tablica-davlenia-harakteristiki/
    • https://stroycollege12.ru/freon-r410a/
    • https://OttoSteinach.ru/montazh-i-remont/temperatura-freona.html
    • https://VTeple.xyz/freon-r410a-davlenie-temperatury-harakteristiki-tablicy/
    • https://vph-holod.ru/obsluzhivanie/pri-kakoj-temperature-zamerzaet-freon.html
    • https://StrojDvor.ru/kondicionirovanie/osobennosti-ispolzovaniya-freona-v-kondicionerax-svojstva-vidy-temperatura-kipeniya/
    • https://t-s-i.ru/kotly/tablica-freonov.html
    [свернуть]

    Рассчитайте утепление своего дома

    Перейти к расчёту
    Adblock
    detector