Паспорт готовности к отопительному сезону 2020—2021: образец заполнения, бланк, как получить?

Содержание   

  1. О чём идёт речь в приказе о подготовке к отопительному сезону
    1. Подготовка к зимним условиям – формальность или жизненная необходимость
    2. Когда начинается и заканчивается период отопления
    3. Для чего необходима подготовка к сезону отопления
    4. Каким образом осуществляется подготовка к отопительному сезону
    5. Как проводится осмотр имущества дома весной
    6. Подготовка действий на основе результатов осмотра
    7. Регулирование вопросов подготовки к зимнему периоду
  2. Паспорт, подтверждающий готовность объекта к периоду отопления
    1. Законодательство
    2. Содержание паспорта
    3. Когда нужно получить паспорт – сроки
  3. Где выдают паспорт готовности МКД к отопительному сезону
    1. Участие муниципалитета в оформлении паспортов готовности к зиме в жилом секторе
    2. Ответственность за отсутствие паспорта готовности к отопительному сезону
  4. Какие работы проводятся в рамках подготовки к отопительному сезону
    1. Проверка котельного оборудования
    2. Ремонтные работы
    3. Поверка приборов
    4. Очистка системы отопления перед отопительным сезоном
    5. Манометры
    6. Термометры
    7. Особенности промывки системы отопления
    8. Особенности опрессовки системы отопления
    9. Пусконаладка и составление режимных карт
  5. Правила оценки готовности к отопительному периоду
    1. I. Общие положения
    2. II. Порядок проведения проверки
    3. III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций
    4. IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии
    5. V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований
  6. Какая подготовка к зиме многоквартирного дома должна проводиться в летний период
  7. Акт о готовности к отопительному сезону
    1. В каких случаях составляется
    2. Кто производит
    3. Является ли бумага обязательной

1 О чём идёт речь в приказе о подготовке к отопительному сезону

Первом шагом в процесс подготовки тепловых объектов должен стать приказ, который необходимо оформить.
Здесь прописываются лицо, которое будет ответственно за работу установок теплоэнергии, и его заместитель. Существуют определённые требования к ответственным лицам данных организаций, одним из главных является наличие высшего теплоэнергетического образования. А в дальнейшем ими каждый год должны быть пройдены проверки знаний, заключающиеся в экзаменационной сдаче. 

Также приказ должен включать в себя основополагающие следующие моменты:

  •  Формирование комиссий в целях подготовки теплового хозяйства к эксплуатации в осенне-зимний период (ОЗП) и приёму этого хозяйства, которое находится на балансе предприятия.
  •  Выбор лиц, которые станут ответственными, а также чисел окончательных дат по всем частям приказа.
  •  Составление и согласование плана осенне-зимних мероприятий (ОЗМ) в целях подготовки необходимого оборудования.
  • Мониторинг и контроль подготовительных мероприятий, а также подготовку отчёте по ним.
  •  Процедуру испытательных работ и налаживания отопительных систем.
  •  Утверждение готовности оборудования к отопление, подкрепляющееся порядком получения специального акта и паспорта.

План мероприятий должен формироваться, учитывая недостатки функционирования теплового оборудования за прошедший период. Главы районов и руководители, управляющие частными организациями (например, ТСЖ, ЖСК) должны издавать такие приказы и подобные распоряжения каждый год до тридцатого апреля. Так как важно, чтобы все было заранее подготовлено, совещания по утверждению плана мероприятий отопления к 2020 году проводились в 2019 году. 

к меню ↑

1.1 Подготовка к зимним условиям – формальность или жизненная необходимость

Основная задача подготовительного этапа – обеспечить бесперебойную подачу тепла в холодное время года. От исправной работы коммуникаций зависит качество жизни и защищенность жителей многоэтажного дома.

Подготовку нужно начинать по завершению холодов и отключения системы отопления в весенний период. Первым делом должно быть проверено состояние общедомового имущества. По результатам проверки составляется акт, в котором фиксируется техническое состояние труб. На основе этого документа специалисты УК будут составлять план подготовки к работе в следующем зимнем периоде.

Срок начала осмотра обслуживающая организация назначает самостоятельно. Иногда дата ревизии тепловых сетей и оборудования фиксируется в договоре на обслуживание МКД, уставе ТСЖ, в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.

Первым делом выявляются недостатки в работе системы, которые возникали в ходе прошлого отопительного сезона. Планирование осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами. Также руководствуются документами Ростехнадзора и внутренними локальными актами теплоснабжающей компании.

План утверждается в администрации муниципалитета, в рамках муниципального контроля. До следующих холодов должны быть:

  • утеплены перекрытия на чердаке, трубы в подвальных и чердачных помещениях;
  • отремонтированы, укреплены и оборудованы доводкой, для плотного закрывания, двери в подъезды;
  • произведены замены неисправных участков труб;
  • испытано и отрегулировано оборудование центрального отопления.

Также проводятся другие работы, которые обеспечат бесперебойную подачу тепла и сведут к минимуму его потерю.

к меню ↑

1.2 Когда начинается и заканчивается период отопления

Даты начала и конца осенне-зимнего периода отопления устанавливаются соответствующими нормативными документами органов местного самоуправления. Если на уличная температура снизилась до 8 градусов по Цельсию и продержалась не меньше пяти дней, то отопительный сезон должен стартовать. Соответственно, при повышении средней температуры до 8 градусов по Цельсию, продержавшийся более пяти дней, сезон отопления прекращается. Существует постановление Правительства N 307, во втором разделе которого идёт речь о том, что уполномоченными органами определяется срок начала и конца преступления исполнителя к отопительным работам, если владельцами и хозяевами домов, как индивидуальных, так и многоквартирных, не был определён порядок установки начала и завершения ОЗП, а тепловая энергия поступает по центральным тепловым сетям.

к меню ↑

1.3 Для чего необходима подготовка к сезону отопления

При осуществлении тщательной и своевременной подготовки, слаженной работе объектов жилищно-коммунально хозяйства население сможет быть уверено в обеспечении постоянного энергоснабжения при снижении температуры. Для РФ налаженные технологические режимы отопления находятся в приоритете в сфере выросла коммунального хозяйства регионов. Подготавливая объекты ЖКХ к ОЗП, появляется возможность снизить влияние температуры или других атмосферных факторов на устойчивость зданий, профилактировать их износ, а также оградить от нарушений работу необходимого населения оборудования. Осуществлённая подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к ОЗП способна обеспечить следующие важные аспекты:

  •  рациональное использование топливных ресурсов и материалов;
  •  высокую надёжность и максимальную экономию работы тепловых объектов;
  •  работу объектов ЖКХ согласно установленным нормативам и задранным технологиям;
  •  проведение соответствующего санитарно-гигиенического режима по температуре и влажности в помещениях, которые допустимы.

Требования к подготовлению жилых домов

Можно выделить спектр основополагающих условий для подготовки домов и инженерных систем внутри них к сезону отопления, которые являются залогом получения документов, подтверждающих разрешение старта теплового оборудования для конкретного объекта. 

План осенне-зимних направлений включает следующие направления:

  1. Техническая проверка конструктивных элементов домов и сооружений.
  2. Ремонтные работы по восстановлению теплоэнергетического оборудования на основе результатов обследования весной. 
  3. Промывание водой сетевых труб
  4. Испытание тепловых сетей с помощью гидравлики. 
  5. Укомплектовка систем элементами и приборами, которых не хватает. 
  6. Обеспечение запасными источниками энергии котельных. 
  7. Формирование акта аварийной и технологической брони снабжения теплом. 
  8. Проведение действий в целях утепления строений.
  9. Выдача и получение акта и паспорта, подтверждающего готовность определённой котельной к сезону отопления. 

к меню ↑

1.4 Каким образом осуществляется подготовка к отопительному сезону

Руководители учреждений и организаций жилищно-коммунального строительства полностью отвечают за своевременное и правильное исполнение плана осенне-зимних мероприятий. Работа должна быть осуществлена в три этапа. Первый — подготовительный, он заключается в изучении результатов за прошедший период отопления. Следующий — второй этап подразумевает ремонтные работы по восстановлению до первого сентября. На третьем этапе проводится проверка того, насколько готово оборудование к началу сезона отопления, после осуществляется тестирование всех систем на функционирование, если есть нарушений, то их необходимо устранить в срок др пятнадцатого сентября. И так каждый раз, из года в год цикл заново повторяется, то есть к следующему отопительному сезону подготовка должна начаться тридцатого апреля 2021 года. 

При органе местного самоуправления штаб проводит совещания, где происходит рассмотрение отчётов ответственных за выполнение плана мероприятий по подготовке к сезону отопления лиц. Уже после проведения всех заседаний и проверок по их результатам составляется оценка выполнения плана, а затем информация доводится до населения в обязательном порядке. 

к меню ↑

1.5 Как проводится осмотр имущества дома весной

Во время проведения данного осмотра необходимо провести обследование технического состояния оборудования жилищно-коммунального хозяйства, наличие запасов топлива, насколько надёжно снабжение населения услугами, и как осуществлены технологические режимы функционирования передачи тепла в прошлом осенне-зимнем периоде. При весеннем осмотре следует учесть следующие наиболее важные направления:

  1. Проверка жилых дома, а именно инженерных конструкций таких, как окна, стены, двери, кровля, системы изоляции и инженерные сути внутри дома.
  2. Формирование отчёта после осмотра объектов, где будут указаны требующиеся виды ремонтных-восстановительных работ, денежное обеспечение и ресурсообеспечение, лица, которые являются ответственными за исполнение плана, а также даты начала и конца данных работ. 
  3. На основании данного акта должен быть составлен план осенне-зимних мероприятий. 
  4. Утверждение этого плана с органами местного самоуправления, а после — с руководителем организации. 

к меню ↑

1.6 Подготовка действий на основе результатов осмотра

После весеннего осмотра необходимо составить организационные мероприятия, где будут учтены начальные и конечные числа, когда конкретно будут устранены все найденные недостатки:

  • в обязательном порядке должно быть обеспечено качественное водоотведение природных вод на территории дома, отмостках, цоколе;
  • все необходимые для работы конструкционные элементы в помещения подвалов должны быть проверены на исправность;
  • все стыки и сопряжения должны быть полностью изолированы от воды, на них должны отсутствовать какие-либо трещины, пятна влаги, отслоения предохранительного слоя бетонных конструкций и другие неполадки;
  • во время наружного осмотра необходимо убедиться в надлежащем состоянии стен, на которых не должно быть никаких щелей, штукатурки, которая обрушилась и изоляции;
  • когда проводится осмотр окон или дверей нужно взять во внимание исправность коробок, отливов снаружи и полный объём остекления;
  • крыши должны быть обеспечены требуемым режимом температуры и влаги;
  • системы вентиляции необходимо проверить на снабжение полной возможностью удаления отходов от газовых плит и колонок;
  • проведение мониторинга и полного контроля состояния тепловой изоляции систем отопления внутри домов. 

к меню ↑

1.7 Регулирование вопросов подготовки к зимнему периоду

Правила оценки готовности к отопительному сезону отражены в Федеральном законе 190 «О теплоснабжении». Статья 20 устанавливает перечень основных положений, по которым проверяется готовность к работе зимой. ФЗ-190 регламентирует порядок действий коммунальных служб муниципальных образований, котельных, потребителей теплоснабжения.

Правила оценки готовности объектов, утверждены приказом Министерства энергетики №103. Согласно Правилам, составление паспорта готовности МКД является заключительной фазой подготовительных мероприятий.

к меню ↑

2 Паспорт, подтверждающий готовность объекта к периоду отопления

Существует стандартный образец, на основе которого выполняется паспорт. Его выдача происходит определённым уполномоченным органом, формирующим комиссию. К таким органам на объектах жилищно-коммунального хозяйства относят территориальные органы власти. Осуществление выдачи паспорта может длиться в течение 15 дней, после того, как акт оформлен. 

Оформление и получение соответствующего документа производится только тогда, когда присутствует убеждённость, что объект полностью готов к осенне-зимнему периоду, после своевременного устранения неполадок в полном объёме. В зависимости от отличительных аспектов погодных условий уполномоченный орган устанавливает временные сроки для формирования подтверждающих готовность объектов паспортов. Для организаций теплоснабжения эта дата назначена не позже, чем первое ноября, а для потребителей — не позднее пятнадцатого сентября. 

к меню ↑

2.1 Законодательство

В ведомственных нормативных актах прямо указано, как должен выглядеть паспорт готовности к отопительному сезону 2020—2021. Бланк можно найти в приложении №2 к Правилам оценки готовности объектов к отопительному сезону, утвержденных приказом Минэнергетики РФ №103 от 12.03.2013г. Однако в самом документе указано, что данный образец является рекомендованным. Впрочем, чаще всего именно он используется на практике.

Правила оценки изданы на основании ФЗ-190 «О теплоснабжении», а конкретно, ст. 20, устанавливающей основные положения проверки готовности к отопительному сезону. Образец заполнения паспорта готовности к отопительному сезону в законодательных актах не приведен, однако сам бланк составить и оформить не сложно, он не большой по объему и содержанию. Специалисты муниципального образования гораздо большие трудности испытывают при проверке готовности объектов к сезону.

к меню ↑

2.2 Содержание паспорта

Приведенный рекомендованный образец имеет следующие реквизиты:

  • наименование документа с указанием конкретного периода;
  • наименование выдавшего документ органа;
  • наименование объектов, в отношении которых паспорт получен;
  • наименование основания для выдачи документа: акта проверки, его дата и номер. Кроме того, обычно данный акт является приложением к паспорту;
  • подпись уполномоченного лица органа, проводившего проверку с расшифровкой и печатью.

к меню ↑

2.3 Когда нужно получить паспорт – сроки

Оформление паспорта – это обязанность, у которой есть сроки. Согласно п. 10 Правил оценки итоговые сроки определяются руководством (руководителем или его заместителем) органом, уполномоченным на выдачу таких паспортов. Решение руководство принимает исходя из особенностей климатических условий конкретного региона. При этом Правилам установлен последний срок выдачи: не позднее 15 сентября.

В случае, если выявленные в ходе проверки нарушения потребитель смог устранить в срок до 15 сентября, производится повторная проверка, по результатам которой выдается второй акт и может быть выдан паспорт готовности (только в указанный выше срок). Если же паспорт не выдан в срок до 15 сентября, на данный отопительный сезон он уже не выдается, что не освобождает организацию от обязанности выполнения требований и мероприятий по подготовке к сезону. В этом случае по результатам проверки составляется только акт, но с указанием о готовности объекта.

Сроки оформления и получения паспорта готовности к отопительному сезону

Оформление паспорта обязательно. Сроки оказания услуги прописаны в п. 10 Правил оценки. Их определяет руководство организации, отвечающей за оформление документа. Нормативно прописан крайний срок получения паспорта по всей стране:

  • до 15 сентября для потребителей, включающих МКД;
  • до 1 ноября для ресурсоснабжающих и сетевых организаций;
  • до 15 ноября для муниципальных образований.

Этот срок может изменяться, так как дата вступления в отопительный сезон ежегодно дифференцируется в зависимости от температурных показателей.

к меню ↑

3 Где выдают паспорт готовности МКД к отопительному сезону

Решение о выдаче паспорта принимается комиссионно. В состав комиссии включают уполномоченных представителей Ростехнадзора или органом местного самоуправления. В составе комиссии может участвовать инспектор Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), в случае, если поступила жалоба о некачественных подготовительных работах.

Ростехнадзор выдает паспорт управляющим компаниям и ТСЖ на территории Московской области. В регионах этим занимаются муниципальные власти.

к меню ↑

3.1 Участие муниципалитета в оформлении паспортов готовности к зиме в жилом секторе

Муниципалитет в рамках осуществления муниципального контроля обязан:

  • издавать локальные нормативные акты;
  • разрабатывать формы документов в соответствии с Приказом №103;
  • контролировать ход подготовки жилого фонда к зиме;
  • участвовать в приемке объектов;
  • подписывать акт приемки;
  • оформлять и выдавать паспорта готовности.

Подтверждая, что МКД подготовлен к зимним условиям, муниципалитет принимает на себя ответственность, за аварийные ситуации, возникшие в зимний период по причине плохой подготовки.

к меню ↑

3.2 Ответственность за отсутствие паспорта готовности к отопительному сезону

Ответственность за отсутствие паспорт не предусмотрена.Но это не значит, что его отсутствие не повлечет никаких последствий для УК и ТСЖ. Каждый год уполномоченный на конкретной территории орган проверяет выполнение правил подготовки к зимнему сезону, а также наличие паспортов. Если их нет, организации грозит штраф за нарушение лицензионных и законодательных требований.

Для УК сумма штрафа может достигать 250 000 рублей, для ТСЖ – 50 000 рублей.

Получение паспорта – важный этап по подготовке к зиме. Он не нужен для подачи тепла, но необходим для выполнения норм закона. При отсутствии паспорта дом не отключат от системы теплоснабжения, но УК придется выполнить свои обязательства по подготовке к сезону и устранению неисправностей при их выявлении. Между тем, оформление этого документа способствует усилению контроля со стороны надзорных органов и местной власти.

к меню ↑

4 Какие работы проводятся в рамках подготовки к отопительному сезону

Мероприятия по ремонту в теплосетях потребителей увязываются с планом ремонта теплосиловых систем источников тепла. Акты и внесение информации о произведенных объемах ремонтов и результатах предпусковых проверок, оформляют ответственные лица.

к меню ↑

4.1 Проверка котельного оборудования

При подготовке котельной к отопительному сезону необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

  • ремонт поверхностей нагрева котла по ППР, замена дефектных участков труб, экономайзеров, воздухоподогревателей, котловой арматуры, гарнитуры, дымовентиляционных систем и обмуровки котлов;
  • восстановительные ремонты насосов, дымососов и вентиляторов;
  • восстановление арматуры и первичных датчиков КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы электросилового оборудования;
  • ремонтно-наладочные работы объектов химподготовки воды;
  • ремонтно-наладочные работы системы топливоподачи;
  • подготовка печей к отопительному сезону;
  • государственная поверка приборов учета тепла.

После окончания ремонтно-восстановительных работ собирают тепловые схемы котельных установок и выполняют гидроиспытания котлоагрегатов с давлением равным 1.25 рабочего давления насыщенного пара в котле.

к меню ↑

4.2 Ремонтные работы


Ремонтные работы необходимы. Источник фото: ao-ustek.ru

В тепловых сетях по результатам весеннего осмотра и ППР требуется осуществить такие основные виды ремонта:

  • замена дефектных участков труб;
  • восстановление тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия;
  • ремонт и ревизию запорной арматуры, дренажных вентилей, воздушников, обратных и предохранительных клапанов;
  • ревизию и ремонт сетевых и подпиточных насосов;
  • замена и ремонт электромагнитных и гидравлических исполнительных механизмов регулирующих клапанов и пусковых устройств;
  • замена и ремонт контрольно-измерительных приборов;
  • очистка грязевиков и аккумуляторных баков;
  • ремонт и настройка автоматики безопасности, самописцев контролирующих приборов.

По завершению всех плановых работ, собирают тепловую схему и выполняют гидравлические испытания теплосетей с давлением — 1,25 рабочего, но не менее 1.6 МПа и температурой сетевой воды не выше 40 С.

к меню ↑

4.3 Поверка приборов

Согласно Правилам учета теплоэнергии каждый источник и приемник тепла должен быть оборудован приборами коммерческого учета, кроме того котельные и ИТП потребителей оборудуются приборами системы безопасности.

Для обеспечения надежной работы вышеперечисленных устройств в ОЗП, выполняют ремонт и поверку следующих приборов:

  • регулировка расхода тепла;
  • регулировка температуры в системе ГВС;
  • поддержка статического давления в тепловых системах;
  • по давлению в подающем/обратном сетевом трубопроводе;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения/падения давления;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения температуры в подающей сети;
  • по автоматическому включению резервного насоса;
  • по автоматической защите бака-аккумулятора от переполнения;
  • автоматика включение/выключение дренажных насосов.

к меню ↑

4.4 Очистка системы отопления перед отопительным сезоном

Первое, что нужно сделать – это промыть систему отопления изнутри. Этот этап подготовки к отопительному сезону очень важен. Внутри на трубах и батареях оседает накипь и другие загрязнения. Вследствие этого толщина стенок увеличивается, а теплопроводность уменьшается. Соответственно, контур обогрева начинает хуже работать, расходы на энергоноситель растут.

Вариантов промывки много, но самая популярная среди владельцев автономных систем отопления химическая очистка. Метод не подразумевает использования специального дорогостоящего оборудования. Нужен только , который легко можно сделать своими руками. Принцип промывки заключается в том, что по контуру прогоняется кислотный раствор в течение нескольких часов.

Кислота разъедает не только накипь, а и ржавчину, иногда может повредить паранитовые или резиновые прокладки. Бывает, что после очистки химическим методом появляются утечки. Это хорошо, так как слабые места были выявлены еще до начала отопительного сезона и есть достаточно времени на ремонт.

Вы наверняка могли видеть как контуры со стальных труб и с чугунными батареями красят поверх старого слоя. Со временем металл обрастает таким слоем краски, что в значительно степени снижается теплопроводность.

Замена теплоносителя перед отопительным сезоном

Следующий этап подготовки системы отопления к отопительному сезону – это замена теплоносителя. Если после промывки системы отопления не было выявлено утечек и неисправных элементов, то контур можно заполнить теплоносителем и он уже готов к работе. Менять жидкость в системе отопления нужно, даже если не проводилась очистка. Специалисты рекомендуют заливать в контур дистиллированную воду или незамерзающую жидкость.

У незамерзайки есть свой ресурс службы, после которого жидкость начинает распадаться на составляющие. Самый опасный компонент при этом соляная кислота. Получается если не менять незамерзайку, то по контуру будет циркулировать кислота, которая быстро разрушит все элементы системы. Ресурс незамерзающей жидкости указан на упаковке.

Заполнить систему отопления можно:

  • используя насос для опрессовки;
  • посредством подпитки из водопровода;
  • в можно залить теплоноситель даже ведром.

Если в теплоносителе минимальное содержание железа, а РН близкий к оптимальному, то оборудование (котел, насос, радиаторы) прослужит гораздо дольше. Требования к качеству теплоносителя указываются в паспорте изделия.

к меню ↑

4.5 Манометры


Пожалуй, первое, на что обращает свое внимание инспектор при приемке опрессовки — это манометры.

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

1. Месяц года (1, 2, 3 и т.д.), квартал (I, II, III, IV). 2. Знак Госстандарта. 3. Последние цифры года (здесь 2002). 4. Индивидуальный знак поверителя. 5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

По поводу места установки манометров есть целая кипа стандартов (ДБН В.2.5-39 — Тепловые сети, СНиП 2.04.01 — Внутренний водопровод и канализация зданий, СНиП 2.04.05 Отопление вентиляция и кондиционирование, СНиП II-35 Котельные установки). Простыми словами скажу так: манометры должны стоять до и после любого оборудования, которое может повлиять на изменение давления: на всех отходящих и проходящих трубопроводах до и после запорной арматуры, до и после регулирующего оборудования, до и после грязевиков (для контроля его состояния) и т.д.

Ещё один нюанс, на который может обратить внимание инспектор, — это номинал манометра. В тепловых пунктах должны стоять манометры номиналом до 1.6 МПа (16 бар).

к меню ↑

4.6 Термометры

В индивидуальных тепловых пунктах используют ртутные термометры или электронно-контактные модели. Последние нужны для автоматизации комплекта, подключаются к блоку управления. Проверка приборов стандартная: работоспособность, поверка, выбор места установки. Для каждого типа термометра разработана технология монтажа.

подготовка итп к отопительному сезону --.jpg

Что нужно учитывать при подготовке измерителей температуры для ИТП:

  • максимальное и минимальное значение измерений;

  • датчик располагается на 2/3 глубины магистрали;

  • удобство визуального контроля показаний.

Между датчиком и теплоносителем должно находиться минеральное масло. Это обеспечивает постоянный контакт, что минимизирует погрешность показаний. Маслом заполняется специальная гильза.

к меню ↑

4.7 Особенности промывки системы отопления

В процессе эксплуатации на стенках отопительной магистрали и приборов накапливаются отложения, накипь и ржавчина. В результате снижается теплопроводность радиаторов, а в худшем случае отдельные участки системы могут стать недоступными для теплоносителя. Полностью избавиться от образовавшихся отложений не получится, но уменьшить их количество можно с помощью промывки системы.

Промывка системы отопления

Промывка системы отопления позволяет удалить большинство образовавшихся загрязнения

Есть три способа ее выполнения:

  1. Гидропневматический. При его использовании в системе с помощью насоса с компрессором создают поток смеси воды и сжатого воздуха. Эта смесь вымывает загрязнения даже из труднодоступных участков. Такой способ считается щадящим и оказывает минимальное воздействие на магистраль и арматуру.
  2. Гидроударный или гидродинамический. При применении этого способа промывки в систему подают воду с помощью насоса, который обеспечивает не только его циркуляцию, но и генерирует серию гидроударов. В результате отложения отслаиваются от стенок приборов и магистрали, а затем вымываются водой. Этот метод эффективен для профилактики и удаления небольших засорений. Его минус – повышенная нагрузка на систему, способная вызвать протечки.
  3. Химический. При применении этого способа в систему подают теплоноситель с добавкой кислоты или щелочи. Химические реагенты растворяют отложения и они вымываются из системы. Метод считается эффективным, но при выборе химического реагента нужно учитывать тип загрязнений и материал изготовления труб и радиаторов, а время промывки нужно точно рассчитывать, чтобы не повредить систему.

к меню ↑

4.8 Особенности опрессовки системы отопления

Опрессовку системы проводят для проверки ее герметичности и прочности. Для этого в нее нагнетают воду или воздух под давлением в 1,5 раза выше рабочего. Далее систему осматривают. Если обнаруживают протечки, выполняют ремонтные работы.

Значение рабочего давления для отопительной системы зависит от этажности здания.

Опрессовка удобна для проверки качества соединений элементов системы, прочности и исправности арматуры, отопительных приборов, кранов, задвижек и клапанов. Часто ее совмещают с промывкой системы.

Разрезанные отопительные трубы

При грамотной подготовке отопительной системы к отопительному сезону ее можно очистить от большинства загрязнений и таким образом сохранить эффективность

к меню ↑

4.9 Пусконаладка и составление режимных карт

После промывки и гидравлического испытания теплосетей, выполняют пусконаладочные работы на теплосиловых установках, и у теплоснабжающих организаций, и у потребителей. По результатам пусконаладки устанавливаются режимные карты работы теплосилового оборудования.

Основные данные режимных карт:

  1. Расчетные объемы теплоносителя по эксплуатационным участка тепловой сети.
  2. Рабочие параметры по давлению в сетевых трубопроводах: прямая и обратная линия.
  3. Рабочий температурный график прямой и обратной сетевой воды, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
  4. Расходов теплоносителя у потребителей.
  5. Расчет температурного расширения тепловой сети.
  6. Анализ гидравлического и теплового режимов функционирования теплосети.
  7. Расчет диаметров ограничительных шайб и сопел элеваторных узлов у потребителя.

к меню ↑

5 Правила оценки готовности к отопительному периоду

Предыдущий раздел Утверждены



Приказом Минэнерго России



от 12 марта 2013 года № 103

к меню ↑

5.1 I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, № 50, ст. 7359; № 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, № 0001201212310042) (далее – Закон о теплоснабжении) и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее – проверка).

2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – уполномоченные органы).

3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее – потребители тепловой энергии).

4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:

лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;

лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

к меню ↑

5.2 II. Порядок проведения проверки

5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее – программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III – V настоящих Правил (далее – требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости – проводят осмотр объектов проверки.

7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее – акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее – Перечень) с указанием сроков их устранения.

9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее – паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября – для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

к меню ↑

5.3 III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций

13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло- , электро- , топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

15. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта 13 настоящих Правил.

к меню ↑

5.4 IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии

16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящим Правилам.

17. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных в подпунктах 8, 13, 14 и 17 пункта 16 настоящих Правил.

к меню ↑

5.5 V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

к меню ↑

6 Какая подготовка к зиме многоквартирного дома должна проводиться в летний период

Для подготовки дома к зиме летом следует провести работу в отношении следующих систем.

1) Котельные:

  • проверяют приборы КИП, автоматику, оборудование и арматуру;
  • устраняют щели в обмуровке дымоходов и котлов;
  • завозят топливо.

2) Тепловые пункты:

  • проверяют оборудование и арматуру.

3) Системы горячего водоснабжения и отопления:

  • проверяют краны и прочую запорную арматуру, воздухосборники и расширители;
  • проводят гидропневматическую промывку радиаторов при их недогреве;
  • восстанавливают разрушенную или заменяют недостаточную тепловую изоляцию в лестничных клетках, нишах санитарных узлов, подвалах, чердаках;
  • после завершения ремонта проводят пробный пуск отопления.

4) Тепловые сети:

  • промывают систему;
  • устраняют засоры;
  • проверяют арматуру;
  • восстанавливают изоляцию труб в подвалах и камерах.

Кроме того, проводят следующие мероприятия по подготовке к зиме:

  • ревизию, ремонт, замену инвентаря и уборочной техники дворников;
  • информируют жителей о необходимости заменить разбитые стёкла,
  • закупают песок и соль либо для посыпки тротуаров зимой;
  • проверяют пожарный инвентарь.

к меню ↑

7 Акт о готовности к отопительному сезону

После завершения всех ремонтных работ по плану ОЗМ, руководитель организации назначает время для проведения проверки полноты исполнения плана мероприятий. Скачать можно здесь.

Для оценивания подготовленности потребителей к отопительному сезону комиссия проверяет:

  • полноту выполнения плана ОЗМ;
  • проведение промывки и опрессовки тепловых устройств;
  • наличие наладочных испытаний и режимных карт оборудования;
  • уровень утепления сооружений;
  • техсостояние труб и запорно-регулировочной арматуры;
  • исправность приборов учета тепловой и электрической электроэнергии и их поверка;
  • исправность автоматической защиты;
  • наличие паспортов теплового оборудования, схем и производственных инструкций;
  • присутствие пломб на ограничительных шайбах и элеваторных узлах.

При полной готовности теплового хозяйства потребителей к прохождению осенне-зимнего периода готовится акт установленного образца, который подписывается всеми членами комиссии.
К акту могут прилагаться замечания, и устанавливаться сроки их исправлений. После извещения комиссии об устранении недостатков потребитель может получать паспорта готовности объекта к зимнему периоду.

к меню ↑

7.1 В каких случаях составляется

Акт обязателен при:

  • Вводе в эксплуатацию нового оборудования. Акт будет подтверждением того, что каждый элемент находится на своем месте, монтаж произведен ответственно, система работает.
  • Наступлении отопительного сезона. После летнего перерыва в работе трубы могли выйти из строя. После проверки их пропускной способности и составляется акт.
  • Уже проведенных ремонтных работах.
  • Возникновении купированных аварийных ситуаций на трубопроводе. Специалисты таким образом выявляют объем необходимых работ, слабые места существующей отопительной сети.

Для бесперебойной работы системы отопления необходимы контрольные профилактические проверки, достоверная информация о качественном функционировании системы при запуске.

к меню ↑

7.2 Кто производит

Самостоятельно частные лица опрессовку системы отопления никогда не проводят, так как это сопряжено с риском для здоровья. Для проведения опрессовки нужны специфические навыки и знания.

Поэтому для осуществления проверки отопления обращаются в специализированные организации. Это может быть теплоснабжающая компания. Также имеет право проводить такие работы обслуживающая компания, если в ее штате есть специалист с подходящим образованием и навыками.

к меню ↑

7.3 Является ли бумага обязательной

Приведенные бланк и образец являются примером, рекомендуемой формой для составления акта, но никак не обязательным для всех документом. Возможно, в некоторых случаях более удобными будут другие варианты фиксации проводимых работ по проверке коммунальных систем. К слову, также, путем гидравлического испытания, проверяется система горячего водоснабжения.

Источники


  • https://rusenergo.org/blog/kak-proxodit-podgotovka-k-otopitelnomu-sezonu
  • https://m2keep.ru/soderzhanie-mkd/passport-gotovnosti-mkd-k-zime
  • https://zakon-navigator.ru/pasport-gotovnosti-k-otopitelnomu-sezonu-2019—2020/
  • https://kotle.ru/otoplenie/podgotovka-k-otopitelnomu-sezonu
  • https://TeploTekCorp.ru/otoplenie/podgotovka-k-otopitelnomu-sezonu.html
  • https://teploobmen.ru/blog/podgotovka-itp-k-otopitelnomu-sezonu/
  • https://admaer.ru/blog/articles/podgotovka-otopitelnoy-sistemy-k-otopitelnomu-sezonu-i-konservatsii/
  • https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/5/doc_id/12635/release_id/27707/sec_id/186365/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/59ce088d9b403c8aa4ae8005/plan-meropriiatii-po-podgotovke-mkd-k-otopitelnomu-sezonu-60eaebbcf17ce44a39651fe3
  • https://assistentus.ru/forma/akt-opressovki-sistemy-otopleniya/
[свернуть]

Рассчитайте утепление своего дома

Перейти к расчёту
Adblock
detector