13.06.2021 21:09 Количество просмотров материала 3356 Время на чтение >30 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Байпас в системе отопления: использование и схемы установки

Содержание

Байпас в системе отопления: использование и схемы установки

Что представляет собой байпас?

Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

к меню ↑

В чем заключается сам принцип байпаса?

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).
к меню ↑

Зачем он нужен?

Раньше при строительстве и обустройстве дома использовалось однотрубное отопление. Это значительно упрощало выполнение работ, а также снижало затраты. При этом в элеваторном узле устанавливались два коллектора, которые отвечали за подачу и обработку теплоносителя. Дальше отопление разрабатывалось по разным схемам:

  1. Верхняя подача. От коллектора до верхнего этажа шла труба. По этому стояку теплоноситель подавался вверх. После этого он опускался вниз, проходя через все радиаторы.
  2. Нижняя подача. В этом случае теплоноситель начинает подаваться в радиаторе уже при поднятии вверх. Такое последовательное подключение приборов имеет некоторые недостатки.

Как в первом, так и во втором случае подключение выполнено последовательно. А это значит, что при возникновении неполадки на каком-то оборудовании, придется отключить всю систему. Чтобы обойти эту проблему, в систему включались специальные трубы-перемычки. Так, при необходимости посредством кранов радиатор отключается от системы, не нарушая ее работу. Это дает возможность беспрепятственно провести ремонт батареи.
Это не единственная причина использования перемычки в отоплении. Нагрев помещения осуществляется с помощью радиаторов. При наличии байпаса с вентилями, хозяева квартиры имеют возможность самостоятельно провести регулировку подачи теплоносителя. Таким образом, контроль температурного режима в доме не составляет труда.

Важно! Краны и вентили устанавливаются ближе к радиаторам. Это позволит выполнить их отключение, не влияя на поток теплоносителя.

к меню ↑

Какие функции выполняет

Назначение байпасного клапана (что это такое) в системе отопления – перехват части или всего потока теплоносителя, проходящего через отопительные приборы или участки трубопровода.

А знаете ли вы, как сделать желонку своими руками? В полезной статье написано, как обеспечить загородный дом бесперебойным водоснабжением в автономном режиме.

Его основные функции:

  • Регулирование потока жидкости (про заправку системы отопления антифризом написано тут) через радиаторы отопления, и, следовательно, эффективности теплоотдачи и температуры в помещении;
  • Обеспечение отключения и демонтажа батарей для ремонтных работ в наполненной системе;
  • Ускорение наполнения трубопроводов после длительного простоя и слива теплоносителя после окончания отопительного сезона.

Кроме того, байпас обязательно устанавливают совместно с циркуляционным насосом, что обеспечивает работу при пропадании питания насоса и экономию потребления электроэнергии.

к меню ↑

Какие модификации существуют

Простота конструкции байпаса (отрезок трубы, используемой в качестве перемычки) не предполагает множества разновидностей.

Тем не менее, специалисты, монтирующие трубопроводы, в том числе, и отопительные, различают:

  • Байпасы с запорной и регулирующей арматурой:
    • обратными клапанами,
    • шаровыми вентилями (зачем нужна установка байпаса для полотенцесушителя прочитайте в этой статье),
    • терморегуляторами и т.д.;
  • Байпасы без арматуры.
к меню ↑

Устройство байпаса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

к меню ↑

Технические параметры

Технические характеристики байпасных узлов обозначаются буквенными символами и регламентируются ГОСТом (№26349-84; 28338-89). Отметки расшифровываются следующим образом:

  1. «DN» – это типовой размер отверстия в состыковочных патрубках. Диаметр присоединительной трубки может незначительно разниться (меньше или больше). ГОСТом регламентирован номинальный объем патрубка буквенным обозначением – «Ду» (проходы условные).
  2. «KVS» — пропускная способность байпаса, выраженная в коэффициентном соотношении. Маркировка соответствует расходу жидкости, температурой в 20 °C, проходящей через гидроприбор за час и объемом, равному 1 метру в кубе. Потеря давления клапана не может составлять более 1 бара. Данное значение используется для расчета потери напора воды.
  3. «PN» — обозначает номинальное и максимальное давление байпаса, при температуре рабочей среды в 20°C. Показатель указывает на соотношение температуры и давления для безопасной и продолжительной эксплуатации отопительного оборудования. В госте обозначение «PN» (номинальное давление) – это «Ру» (условное давление).
  4. «Диапазон настройки» — разница давлений, поддерживаемая усилием задатчика (пружиной), установленным в перепускном клапане — производителем.
к меню ↑

Назначение байпаса

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Для теплого пола

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.

Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов. Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды. Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

Для систем с твердотопливным котлом

При использовании в сочетании с твердотопливным отопительным оборудованием байпас позволяет сформировать малый циркуляционный контур. Для этого обводная труба устанавливается на подачу, где имеется разогретый до предела теплоноситель, и подключается к трехходовому клапану, расположенному на противоположной стороне конструкции.

Благодаря клапану осуществляется смешивание горячей воды из байпаса и холодной, поступающей из обратного контура. В результате к котлу для последующего цикла нагрева возвращается теплоноситель, температура которого превышает 50 градусов.

Необходимость возврата теплой жидкости в котел обуславливается тем, что в ином случае на металлических стенках топочной камеры будет появляться конденсат, который спровоцирует возникновение коррозии и станет причиной повреждения агрегата. Если же дополнить систему байпасом, то этих проблем можно с легкостью избежать.

Байпас для радиатора

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса. Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры. Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).
В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

к меню ↑

Виды байпасов для отопления

При монтаже байпаса запорная арматура устанавливается не только на патрубках подключаемого устройства, но и на самом байпасе. Тип используемой арматуры позволяет классифицировать несколько видов байпасов, каждый из которых подходит для определенных условий эксплуатации.

Существуют следующие виды байпасов:

  • Нерегулируемые;
  • С ручным управлением;
  • Автоматические.

Характеристики устройств с разным типом запорной арматуры имеют существенные отличия, поэтому перед тем, как установить байпас в систему отопления, нужно внимательно рассмотреть каждую разновидность.

Нерегулируемый байпас

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна. В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.

При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления. Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх. Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.
Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали. Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует. Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво прикипеть, и их придется менять. Иногда также устанавливают клапан подпитки системы отопления, который играет немалую роль.

Ручные байпасы в отопительных системах могут использоваться несколькими способами. Чаще всего их используют для подключения батарей к однотрубной магистрали, а также для обвязки циркуляционных насосов.

Автоматические байпасы

Байпасы с автоматической регулировкой обычно монтируются в обвязке насоса, установленного в системе с естественной циркуляцией теплоносителя. Подобные отопительные системы могут работать и самостоятельно, но благодаря насосу увеличивается скорость перемещения жидкости по контуру, что позволяет снизить тепловые потери и повысить эффективность отопления.

Наличие автоматического байпаса в обвязке насоса позволяет системе самостоятельно регулировать свою работу, т.е. вмешательство человека не требуется. Когда насос работает, теплоноситель проходит сквозь него, а обвод в это время перекрыт. При остановке насоса байпас открывается, и жидкость перемещается уже в нем, в то время как неподвижная крыльчатка насоса перекрывает ток теплоносителя.

Байпасы автоматического типа делятся на две разновидности:

  • Клапанные;
  • Инжекционные.

В конструкции первого типа устройств присутствует обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, поэтому жидкость легко перемещается самостоятельно. Когда насос включен, теплоноситель начинает двигаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.

Дальнейшее движение жидкости осуществляется без каких-либо препятствий, а обратный ток заблокирован клапаном. Принцип работы самого клапана предельно прост – гидравлическое давление со стороны выхода превышает давление на входе, поэтому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не дает жидкости двигаться.

Клапанные байпасы довольно удобны и просты, но они очень требовательны к качеству воды, которой заполняется отопительная система. Если в воде содержатся различные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан очень быстро загрязняется и приходит в негодное состояние, вследствие чего его приходится менять.

Инжекционные байпасы – это устройства, по принципу работы аналогичные гидроэлеватору. В главной магистрали устанавливается насосный узел, который подключается к основному контуру при помощи труб меньшего диаметра. При такой схеме оба патрубка заводятся внутрь магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в патрубок и пропускается через аппарат, многократно ускоряясь в процессе. На повышение скорости работает и выходной патрубок, который слегка заужен и визуально напоминает сопло, благодаря которому обеспечивается эффективная перекачка жидкости.
За выходным патрубком создается разрежение, за счет которого теплоноситель начинает высасываться из байпаса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по основной магистрали. Данный эффект позволяет полностью предотвратить возможность обратного тока жидкости.

Описанная выше технология работает только при включенном насосе. Если же насосное оборудование отключено, то теплоноситель в полном объеме проходит через байпас под воздействием гравитационных сил.

Инжекционный автоматический байпас

В основу инжекционного автоматического байпаса положен принцип гидроэлеватора. На главной магистрали устанавливается насосный узел расположенный на более узкой трубе обводки. Концы обводной трубы частично заходят в главную магистраль. Поступление жидкости во входной патрубок создаётся за счёт возникновения около него области разряжения. Эта область возникает за счёт насосного узла. Из выходного патрубка теплоноситель выходит под давлением с ускорением. За счёт этого обратное течение жидкости исключается. В том случае, если насосный узел не работает, вода самотёком идёт через байпас.

к меню ↑

Предназначение и установка байпаса

Для начала стоит понять, что такое байпас и для каких целей он служит. С английского «bypass» переводится как «обходной», «обход» По простому говоря это труба, которая проходит параллельно основному прибору или ветке и служит для временного перетока по ней рабочей жидкости в обход основного устройства. Этот запасной путь может быть как с краном, так и без него, как с обратным клапаном, так и без дополнительных устройств вообще.

Главным преимуществом байпаса – является возможность отсечь радиатор, который необходимо отремонтировать без выключения всей системы отопления. Так же благодаря этому нехитрому приспособлению можно легко слить и обслужить систему или ее отдельные элементы.

Сам байпас в большинстве совеем не имеет спускников для воды, но возможно по перетоку жидкости через него и наличие подключаемых приборов значительно упрощает задачу по опорожнению трубы.

Байпас в обвязке радиатора

Организация обходного канала в обвязке радиатора делается не только в однотрубной, но и в двухтрубной схемах. С его помощью можно регулировать поток теплоносителя и выполнять ремонтно-профилактические работы без остановки котла или отключения от центрального отопления.

Как сделать байпас в систему отопления самостоятельно? Сначала следует провести предварительные расчеты и правильно подобрать комплектующие. Рекомендуется использовать трубы из того же материала, что и для всей магистрали. Разница будет заключаться только в сечении. В обязательном порядке диаметр байпаса в отопительной системе должен быть на 1 размер меньше, чем сечение основной трубы.

Перед самостоятельной установкой следует ознакомиться со следующими рекомендациями:

  • В качестве запорной (отсекающей) арматуры нужно устанавливать шаровые краны. С их помощью можно оперативно перенаправить теплоноситель в байпас;
  • Монтаж смесительного клапана не рационален. Он эффективно смешивает холодную и горячу воду в коллекторных системах, где изначально нормализуется скорость потока теплоносителя. Для трубопроводов, а тем более — центрального отопления, достичь этого невозможно;
  • Обустройство байпаса в однотрубной системе отопления обязательно. Важно предварительно согласовать монтаж с управляющей компанией.

Для монтажа параллельного трубопровода приобретаются расходные материалы. Рассмотрим на примере металлопластиковой магистрали оптимальный набор комплектующих. Для чего необходим байпас в системе отопления в данном случае? Он будет выполнять функцию обходного контура для ремонта или замены радиатора, а также для регулирования потока воды в секции батареи. Сначала замеряется расстояние между прямой и обратной трубой радиатора. Перед тем как делать байпас в систему отопления отрезается труба по полученным размерам. Наиболее распространенный размер трубы в автономном отоплении – ½. Исходя из этого будут подобраны комплектующие, характеристики и стоимость которых представлены в таблице.

До того как заработает байпас в системе отопления — следует проверить надежность всех соединений. Для этого выполняется опрессовка этого участка трубопровода, желательно гидравлическим способом. Только после этого можно заполнять трубы теплоносителем.

Для установки байпаса в системе отопления многоэтажного дома нужно предварительно перекрыть стояк, к которому подключен радиатор. Сделать это могут только представители управляющей компании.

Байпас для установки циркуляционного насоса

В отличие от обвязки радиатора, назначение байпаса в системе отопления принудительного типа заключается в минимизации гидравлических потерь. Для этого насос устанавливается не на обратной трубе, а непосредственно на байпасе.

Что такое байпас в системе отопления в данном случае? Он выполняет те же функции, что и при обвязке радиатора. Отличительным является установка обратного клапана на трубе. Он необходим для предотвращения изменения направления течения теплоносителя при отключении насоса.

Помимо этого при монтаже нужно учитывать такие особенности:

  • В обязательном порядке нужен байпас в автономной системе отопления с принудительной циркуляцией. Без него при отключении электричества резко снизится скорость движения теплоносителя;
  • Оптимальный диаметр байпаса в отопительной системе для обвязки насоса – на 2 размера меньше, чем сечение основной трубы;
  • Перед насосом устанавливается сетчатый фильтр для предотвращения попадания мусора в его механизм.

Желательно использовать шаровые краны в качестве запорной арматуры. В этом узле схемы не нужна плавная регулировка объема теплоносителя. Чаще всего требуется оперативно перекрыть его поток для замены или ремонта оборудования.

Расчет насоса в байпасе отопления выполняется не по сечению обводной трубы, а по диаметру основной магистрали.

Регулирование тепла в доме

Бывает, что радиатор с байпасом в какой-то комнате перевыполняет свои функции (например, в спальне сделали слишком много секций и там всегда жарко, а дальние от котла помещения могут страдать от недополучения тепла).

С помощью байпаса можно регулировать микроклимат в доме – когда температура в комнате достаточная, перекрывается кран и горячая вода напрямую идёт в другие комнаты.

Для квартир такая регулировка температуры просто удобна, в частных же домах это позволяет экономно расходовать топливо, не отапливая комнаты без необходимости.

В случае если какие-то помещения в доме являются нежилыми или временно невостребованными, в них тоже можно отключить радиаторы.

Ещё проще будет регулировать распределение тепла, если на отопительном приборе установить термостатический клапан.

Нюансы обвязки

Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками:

  • чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
  • монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
  • краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
  • для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы ;
  • при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
  • на срезы магистрали монтируются тройники;
  • нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.
к меню ↑

Диаметр байпаса

Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.

Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.

Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения. При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя. А когда нам нужно чтобы вода текла через насос, то мы просто перекрываем путь теплоносителю шаровым краном, установленным на магистрали.

А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:

  • вода течет по контуру и доходит до участка, на котором установлены батареи;
  • наталкиваясь на разветвление, теплоноситель меняет вектор движения в ту сторону, где меньше сопротивление;
  • часть теплоносителя продолжает движение по прежнему вектору.

Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.

Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.

Для примера рассмотрим устройство байпаса в системе отопления из полипропилена. Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм. Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями. При этом сбалансировать систему будет проще.

к меню ↑

Плюсы применения клапана в системе отопления

Врезка байпасного клапана обладает следующими преимуществами:

  • снижает уровень ржавчины;
  • регулирует температуру обогрева;
  • предотвращает шумы неестественного происхождения;
  • уменьшает нагрузку на гидронасос.

Следующие ошибки при установке байпасного клапана могут привести к полной замене труб в помещении:

  • установка насоса с мокрым ротором;
  • неправильное расположение вентиля;

Для справки! Если не устранить подтеки возле ручного крана, то труба может прогнуться.

Экономия электроэнергии

Установка простого инженерного решения, как байпасный клапан, сэкономит издержки на оплату за энергоноситель, так как теплоотдача радиатора отопления повышается на 10 %. При этом объем теплоносителя, с включенным клапаном байпаса в комплектацию, возрастет до 30 %.

Регулировка температуры в радиаторе

В современных системах отопления процесс регулировки теплоносителя, как правило, осуществляется в автоматическом режиме с использованием приборов теплорегуляции. Альтернативой дорогим устройствам может стать обычный байпас, который позволит регулировать температуру нагрева батареи вручную.

Байпас на радиаторе отопления предназначен для возврата излишка теплоносителя обратно в стояк. Процесс регулировки происходит в механическом режиме, посредством открытия или закрытия запорно-регулирующей арматуры.

Иными словами, часть теплоносителя транспортируется в обход запорной и регулирующей арматуры, т.е. напрямую в обратную подводку.

Работа системы без электроснабжения

Современное отопление с использованием циркуляционного насоса подразумевает обязательный монтаж байпаса. Данная отопительная система энергозависима, и в случае отсутствия электроснабжения просто прекращает свою работу.

Наличие байпаса решит проблему, поскольку позволит сменить принудительный режим циркуляции теплоносителя на естественный.

Для этого домовладелец перекрывает кран подачи воды на циркуляционный насос и открывает кран на центральном трубопроводе. Данные манипуляции могут быть произведены автоматически, в случае приобретения байпаса с клапаном
Монтаж оборудования на обводном трубопроводе осуществляется в следующей последовательности:

  • фильтрующий элемент;
  • обратный клапан;
  • циркуляционный насос.

Усовершенствование однотрубной системы

Однотрубная система морально устарела, но по-прежнему встречается в постройках прошлого века. Эта схема обогрева плохо держит температурный режим, постоянно находясь в крайних значениях (слишком холодно/слишком жарко).

Установка байпаса в системе однотрубного отопления позволит решить проблему терморегуляции в помещении

При монтаже данного элемента важно соблюсти следующие требования:

  • перемычку располагают максимально близко к радиатору, удаляя от вертикального трубопровода;
  • батарея и байпас должны быть разделены запорным вентилем или терморегулятором.

Байпас в системе отопления: использование и схемы установки

к меню ↑

Как правильно сделать установку своими руками

Из материалов потребуется:

  • сгон 1+14″ 200 мм в сборе с муфтой и контргайкой — 1 шт.;
  • резьбовые отводы 34″ — 2 шт.;
  • шаровой кран 34″ — 2 шт.;
  • грязевик 34″ — 1 шт.;
  • уголки 34″ — 2 шт.;
  • циркуляционный насос 34″— 1 шт.;
  • шаровой кран 1+14″ — 1 шт.;

Процесс монтажа:

  1. Собрать обвязку ЦН (насос, уголки, краны, грязевик, резьбовые отводы).
  2. Разрезать сгон на две половинки примерно в середине центрального участка (без резьбы).
  3. Обе половинки подсоединить к крану 1+14″.
  4. Разметить и выполнить отверстия на половинках сгона под отводы 34″ к ЦН.
  5. Разобрать собранную обвязку ЦН.
  6. Приварить отводы 34″ к половинкам сгона.
  7. Окончательно собрать обвязку ЦН с герметизацией резьбовых соединений.
  8. Регулировкой муфты сгона выставить расстояние, достаточное для установки ЦН с прокладками (сам насос не устанавливать). Запаковать муфту и законтрить контргайкой.
  9. Вырезать из трубы обратки участок (для приварки байпаса).
  10. Приварить собранный обвод к участку трубы обратки.
  11. Установить ЦН.

Нужен обратный ли клапан

Клапан нужен при монтаже шунтирующей перемычки с ЦН в гравитационной системе отопления для автоматического запуска естественной циркуляции при выключении ЦН.

Можно ли ставить кран

Кран нужен при монтаже шунтирующего узла с ЦН на трубе обратки для ручного запуска циркуляции при остановке ЦН.

к меню ↑

Пошаговая инструкция по установке байпаса

Желательно, чтобы систему отопления, включая байпасы, монтировали специалисты, которые могут правильно все рассчитать, произвести монтаж, пусконаладочные работы и опрессовку в соответствии с правилами и нормами, предусмотренными в данной сфере строительства. Однако если вы считаете, что и сами сможете со всем справиться и уверены на 100% в своих сила, тогда следует ознакомиться с инструкцией по монтажу.

Самое главное на начальном этапе произвести грамотный расчет байпаса. Затем потребуется приобрести готовые конструкции или сделать их самостоятельно. Для тех, кто делает систему отопления впервые, лучше воспользоваться первым вариантом. Это позволит снизит вероятность ошибки практически до нуля, так как готовые детали уже рассчитаны на ту или иную трубу и вам не придется ломать голову. После того, как вы определитесь с типом оборудования и приобретете все необходимое, можно приступать к монтажу.

Самое главное нужно помнить, что байпас никогда не устанавливают на стояк. Он должен быть смещен ближе к радиатору отопления не менее, чем на 2/3 длины трубы. Делать байпас вплотную к батарее тоже не надо, так как это спровоцирует его перегрев и изменение параметров потока, что дестабилизирует всю систему.

Нельзя на бесклапанный байпас устанавливать вентиль или задвижку. При всем своем удобстве, такое решение нарушает правила пользования отоплением в многоквартирных домах, так как устанавливать на стояки дополнительные элементы, способные изменить или нарушить поток жидкости, запрещено. Ведь это сложная система, в которой даже малейшие изменения параметров способны нарушить ее работоспособность. Сужение диаметра байпаса относительно остального трубопровода должно быть рассчитано правильно, что позволит не бояться снижения обогревательной способности радиаторов.

Если ваша система отопления монтируется из полипропиленовых труб, то для монтажа следует использовать специальный паяльник. При врезке байпаса в действующую систему отопления, необходимо вырезать участки трубы с приборами, устанавливать на срезы тройники и посредством них собирать систему уже с обходной трубой меньшего диаметра. После завершения монтажа байпаса осуществляют подключение устройства, которое с помощью него обойдено и их совместную опрессовку. Создав в системе давление, которое в 1, 5 раза выше расчетного, нужно подождать некоторое время, наблюдая за трубопроводом. Если течей и отпотевания нигде не обнаружено, то произведенную работу можно считать успешной.

Если вы производите установку каких-то сложных смесительных узлов или фильтрующих элементов на водопроводе, то стоит воспользоваться теми инструкциями, которые предоставляет производитель этого оборудования

В любом случае, монтаж байпаса должен производиться с очень большой осторожностью, так как ошибка может привести к ухудшению работы системы и необходимости все переделывать

Важно, чтобы непосредственно возле установленного вами байпаса находились какие-либо опоры или крепления для труб. Если этого не будет, то нагретая труба может изогнуться, что кардинально испортит весь внешний вид

Очень большой диаметр обходной трубы обеспечит постоянный поток теплоносителя именно по ней, а не по батарее, что может вообще нарушить всю систему отопления. Ну и немаловажным фактором является эстетическая составляющая. Старайтесь монтировать трубы аккуратно и ровно, размещая все элементы под прямыми углами. Это обеспечит красивый и стройный внешний вид всей отопительной системы, и она сможет сочетаться с любым интерьером даже без особой маскировки.

В целом же сооружение байпаса своими руками вполне доступно большинству людей, необходимо лишь немного заранее почитать инструкции и позаботиться о порядке проведения работ. В качестве итога стоит отметить, что такой элементарный и незаметный элемент отопительной системы играет очень важную роль в правильном функционировании отопления всего дома. Если расчет, подбор и монтаж выполнить грамотно, воспользовавшись советами специалистов, то дальнейшее использование всего отопительного либо водопроводного оборудования будет таким же легким и непринужденным, как это и обязано быть. Реальная экономия при использовании закольцованных систем отопления может составлять около 10% от всех энергетических затрат на эти цели.

к меню ↑

Правильный монтаж

Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры

При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:

  • обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
  • на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
  • обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.

С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.

к меню ↑

Инструкция

Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации

Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов.

  1. Слейте теплоноситель из отопительной системы.
  2. При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
  3. Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
  4. К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
  5. Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
  6. Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
  7. Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
  8. Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
  9. Закачайте теплоноситель в систему отопления.
  10. Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
  11. Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
  12. Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.

После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.

к меню ↑

Схема подключения

Чтобы байпас работал как следует, его нужно не только правильно выбрать, но и грамотно установить. Обычно делают подсоединение одного края обходной трубы к патрубку подводки, а другого – к отводному контуру. Участок от байпаса до вводного отверстия оснащается запирающими деталями, которые или окончательно переводят поток в другую сторону, или разделяют его на две части. Чтобы можно было полностью перекрыть подачу жидкости на оборудование, кран монтируют еще на отводном патрубке. Самый простой вариант – патрубок с тройниками, подключаемыми с той и другой стороны.

Такие неуправляемые байпасы имеют непрерывно открытый просвет. В большинстве случаев подобные аппараты нужны для подачи воды на радиаторы. Поскольку она неизменно движется по маршруту, имеющему минимальное гидравлическое сопротивление, сечение на вертикальных изделиях должно быть меньшим, чем у основных магистралей. Байпасы, предназначенные для нижних разводок, формируют с тем же диаметром, что и на главном участке, и только отводной патрубок уменьшают. Рекомендуется время от времени прокручивать шаровые краны, чтобы исключить блокировку их при длительном простое.

Кроме расчета расстояния, нужно учесть и тот факт, что запорная арматура не может ставиться на обводных перемычках в многоэтажных домах. При неосторожном обращении или автоматическом срабатывании иные потребители тепла могут быть отключены от магистрали. А вот рядом с насосом, обеспечивающим циркуляцию, такое оборудование должно ставиться обязательно. Радиаторы, подсоединяемые в коллекторные и двухтрубные варианты разводки, не должны подключаться к байпасам, поскольку никакого смысла в этом нет. Насосы к байпасу подсоединяют, если система рассчитана на движение воды естественным течением.

В таких случаях особое значение имеют:

  • коллектор для разгона;
  • соблюдение проектных уклонов магистрали;
  • необходимый просвет любой трубы.

Выбор разводки определяется тем, есть ли свободное место. Байпас при создании теплого пола представляет собой составную часть смесителя. Чтобы подготовить теплоноситель, нужно применять смешивающий блок с трехходовыми клапанами, пропускающими строго ограниченный объем воды. Прочая часть ее выводится через байпас, после смешивания с покинувшей коллектор холодной жидкостью, движется потом в сторону котла. Особое значение имеет байпас в отопительной магистрали, куда горячую воду подает твердотопливный котел.

Там он помогает сделать малый циркуляционный контур в обвязке. Обводной канал подсоединяют к подающей линии с наиболее нагретой водой; другой участок подключается к трехходовому клапану возвратной линии. Поэтому в котел возвращается вода, которая прогрета самое меньшее до 50 градусов. Мотив подобного решения – профилактика бурной коррозии, которая часто настигает котлы, работающие от дров или угля. Отдельно стоит сказать о тупиковой системе отопления и о введении байпасов в нее

Тупиковый вариант является одним из разновидностей двухтрубного контура. Кольца, которые используются для циркуляции, имеют самую разную длину. Конфигурация их делится на вертикальный и горизонтальный форматы. Вертикаль создается путем включения каждого прибора в ориентированный сверху вниз стояк. Чем ближе к нему кольца, тем они короче; оборотной стороной такого решения становится неоднородность в скорости обращения воды.

Потому в чистом виде подобная система не способна прогревать части дома совершенно одинаково. Практичность под вопросом, и это решение приемлемо (не более) лишь в многоквартирном доме. Горизонтальная тупиковая система формируется, если к отопительным аппаратам подсоединяется прямой и возвращающий трубопровод. Габариты связывающих узлов и самих труб оказываются совершенно одинаковы, что существенно упрощает работу проектировщиков, монтажников. Кроме того, горизонтальное исполнение понижает расход материалов, но несколько затрудняет балансировку работы радиаторов

В любом случае, из источника тепла выводится доминирующая труба. По ней разогретая жидкость проникает в компенсирующий бак, где есть слив и сигнализирующий патрубок. Байпас монтируется либо на вводе в котел, либо на выводе из него. Это определяется предписаниями проекта. Бачок служит для вывода верхнего трубопровода, от которого уже устремляется жидкость по разводке в сторону отдельных радиаторов.

к меню ↑

Обводная линия циркуляционного насоса

В большинстве современных систем водяного отопления насосный агрегат врезается прямо в подающий либо обратный трубопровод, что подробно описывается в другой публикации. Устанавливать байпас в данном случае не нужно:

  • при отключении электроэнергии и остановке насоса теплоноситель все равно не сможет циркулировать самостоятельно из-за малых диаметров труб;
  • чтобы снять перекачивающий агрегат с целью ремонта или замены, достаточно перекрыть 2 крана и открутить две американки при условии, что узел собран правильно;
  • поскольку вода неспособна двигаться по магистралям без принудительного побуждения, то обводная перемычка не поможет сохранить работоспособность системы на время обслуживания насоса.

Единственный случай, когда нужно сделать байпасную ветку для циркуляционного насоса, – самотечная отопительная система. Во-первых, агрегат с патрубками подключения DN 25—32 нельзя врезать в трубу Ø50 мм, применяемую в гравитационной тепловой сети частных жилищ. Такое сужение диаметра остановит любой самотек.

Во-вторых, теплоснабжение должно работать по универсальной схеме. Основной режим – принудительный от насоса, в случае отключения электричества – переход на естественный самотек теплоносителя за счет конвекции. Чтобы организовать такую работу отопления, насосный агрегат необходимо установить на байпас.

Практикуется 2 способа монтажа данного узла:

  1. В прямую магистраль врезается шаровой кран, а насос отопления выносится на обводную линию вместе с сетчатым фильтром – грязевиком и запорной арматурой.
  2. В разрыв магистрали ставится готовый байпасный узел с перекачивающим агрегатом и обратным клапаном.

В первом варианте переход на самотечный режим производится вручную. Когда подача электроэнергии прекратилась, кто-то из домочадцев должен пойти в котельную и открыть большой кран на прямом участке. Иначе без циркуляции воды котел прекратит нагрев, здание выстынет и вы замерзнете.

Во втором случае после отключения энергии откроется автоматический обратный клапан, находящийся в закрытом положении во время работы насоса. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд:

  1. Устройство некоторых моделей шаровых клапанов не предусматривает разборки. Если элемент загрязнится, заржавеет и станет заедать, придется выбросить весь узел (кроме насосного агрегата и фильтра).
  2. Изделия в виде U-образной петли, изображенные на фото, служат дополнительным воздухосборником.  Они оснащаются ручным краном сброса воздуха, который надо периодически использовать. Вдобавок грязевик стоит вертикально, это неправильно. Отсюда вывод: не устанавливайте готовые автоматические байпасы с клапаном и насосом. Лучше своими руками соберите узел с отсекающим краном. Ощутимо выхолаживаться дом начнет через 30—40 минут после отключения, чего вполне достаточно для открытия основной магистрали.

Вариант второй: смонтируйте байпасный узел из отдельных деталей, применив латунный обратный клапан со свободным резиновым шариком, не придавленным пружиной. Как выглядит такой элемент, смотрите на фото и в видеосюжете:

к меню ↑

Смешивающие узлы

Эти элементы систем отопления состоят из трехходового термостатического клапана и байпаса, связывающего обратный трубопровод с подачей. Суть такова: байпасная ветка помогает собрать в камере клапана теплоноситель из двух магистралей, а на выходе получить воду требуемой температуры.

Принцип спешивания с применением перемычки и 3-ходового крана используется на различных участках отопительной сети:

Для справки. Сфера применения узлов подмеса довольно широка. Регулируемое понижение температуры воды путем перемешивания используется в агрегатах воздушного отопления (калориферах) и прочих климатических установках.

Показанный на схеме байпас с трехходовым краном, образующий малый контур циркуляции, предохраняет твердотопливный котел от выделения конденсата на этапе разогрева. Алгоритм процесса выглядит так:

  1. При розжиге дров и включении насоса клапан остается закрытым со стороны системы отопления. Выходя из рубашки теплогенератора, вода поворачивает в байпасную линию и возвращается в котел.
  2. По мере нагрева температура закольцованного теплоносителя повышается. Когда она достигнет пороговой отметки 50—60 °С (зависит от настройки), срабатывает термоэлемент клапана, постепенно открывающий проток со стороны радиаторов.
  3. Чем сильнее нагревается вода в котловом контуре, тем шире открывается проход холодному теплоносителю из системы. В камере клапана происходит смешивание, но температура потока на выходе не опустится ниже установленного порога, пока топливо не сгорит.

В обвязке ТТ-котлов с чугунным теплообменником байпасный узел подмешивания играет роль элемента безопасности. Ситуация: обогрев работает на всю катушку, дрова пылают, и вдруг гаснет свет. Если нет подстраховки в виде ИБП либо электрогенератора, а подача энергии возобновляется спустя 30 минут, вода в батареях успевает остыть.

Разгрузочная линия с перепускным клапаном встречается на заводских коллекторах не всегда, но она продлевает срок службы насоса

Заметьте, что в течение получаса котел остыть не успеет – топка полна жара и дров. Стоит включиться насосу, как холодный теплоноситель нагнетается в котловую рубашку и от температурного шока чугунная секция лопается. Поэтому без байпаса в данном случае не обойтись.

к меню ↑

Этапы монтажа байпасного клапана (для батарей отопления и с циркулярным насосом)

Установка байпаса в системе отопления, оборудованная циркулярным насосом, производится таким образом:

  • сливается лишняя жидкость с общей трубы;
  • с теплоносителя демонтируется участок трубы, размером в 40 см;
  • по концам трубы вырезаются отверстия необходимого диаметра для состыковки байпаса;
  • на обрезанные участки устанавливается фильтр;
  • далее монтируется клапан байпаса;
  • врезается гидронасос.

Важно! Установка винтов распределения поступающей воды осуществляется по направлению общего потока трубопровода.

Для батарей отопления действует следующая схема установки:

  • сверяется диаметры обходной и основной трубы;
  • на состыковочных концах монтируются: перемычки однотрубной схемы и регулировочный кран;
  • далее клапан устанавливается на максимально близком расстоянии от радиатора отопления.

Важно! Перед врезкой байпаса трубу необходимо проверить на наличие воздушной пробки.

к меню ↑

Необходимый инструмент

Произвести монтаж байпасной линии своими руками можно с помощью инструментов для монтажных работ, список которых состоит из следующих пунктов:

  • рулетки для измерения длины и объема трубы;
  • уровня для регулировки отопительных приборов и уклона подачи воды;
  • плоскогубцев для удаления и поддержания отдельных частей отопительной системы;
  • разводных ключей для состыковки конструкции;
  • набора ключей для монтажа (обычных);
  • резака по металлу;
  • отвертки: крестовидная и плоская;
  • трубореза (для труб большого диаметра);
  • сварочного аппарата;
  • шлифовальной машины для выравнивания углов патрубков и труб;
  • перфоратора;
  • газовой горелки.
к меню ↑

На муфтах

Заводские модели байпасов представляют собой трубку между двух небольших отрезков с резьбой на концах. Установка их происходит так:

  1. Снимается батарея.
  2. На места её крепления при помощи муфт накручивается байпас.
  3. На противоположных его краях накручивается запорная арматура.
  4. Переносятся крепления радиатора.
  5. На новое место устанавливается батарея.
к меню ↑

Рекомендации и типовые ошибки

Врезку байпасного клапана следует сделать по правилам СНИПа и нижеприведенным рекомендациям:

  1. Перед установкой желательно поставить фильтры (сетчатый тип).
  2. Монтаж мономеров поможет контролировать давления воды.
  3. Не следует скручивать, сжимать и растягивать патрубки при установке.
  4. Средний показатель размера состыковки труб не должен выходить за рамки 5 DN перед и 10 DN после байпаса.

Перепускной клапан можно монтировать на горизонтально и вертикально направленные участки труб, в соответствии с инструкцией по установке.

к меню ↑

Ошибки, часто встречающиеся при самостоятельном монтаже

Нередко домашние умельцы, решившие собственноручно поставить новые алюминиевые радиаторы вместо отслуживших свое чугунных, допускают 2 распространенных огреха:

  • оснащают прямой байпасный отрезок шаровым краном в стремлении направить всю нагретую воду в батарею;
  • собирают смесительную конструкцию, дополнив ее трехходовым краном с целью самостоятельной регулировки теплоотдачи.

Второй пример с натяжкой можно назвать допустимым, если речь идет об индивидуальном отоплении, здесь домовладелец может единолично распоряжаться отдачей греющего узла. В стандартных многоквартирниках соседи могут оказаться в уязвимом положении, если кто-то один разбалансирует систему, забрав больше тепла.

Наконец, если байпас дополняет конструкцию полотенцесушителя, он предназначен лишь для удобства замены и обслуживания этого обогревателя. Рассматриваемый элемент не оказывает влияния на теплоотдачу, так как давление и скорость движения среды в водопроводе здесь изменяются в незначительной степени.

к меню ↑

Советы и рекомендации

Если вы собираетесь установить байпас в центральном отоплении, то необходимо уведомить представителей ЖКХ об этом (в письменном виде). Они должны согласовать временное отключение отопления с котельной.
Каждая установка газового оборудования в квартире либо частном доме сопровождается заказом хозяина проекта у государственного или частного проектировщика. Советуем проверить все указанные в бумагах узлы, дабы после принятия вами проекта не было недоразумений ввиду отсутствия на схеме чего-либо, но присутствия этой части в готовом изделии.
В случае установки электрического котла, мощностью до 5 кВт, заказ проекта не нужен

Но монтаж системы необходимо производить с приглашённым специалистом, во избежание критичных ошибок.
Покупая котёл, обращайте внимание на сертификаты качества и безопасности. Это сохранит вас и окружающих от неожиданных поломок и аварий.
Когда сборка трубопровода производится с помощью спайных ПВХ труб, нужно следить за усилием нажатия в момент спайки стыков. Чрезмерное давление на разогретые концы спайки приведёт к закупориванию проходной силы теплообменника.

[spoiler title="Источники"]

  • https://sovet-ingenera.com/otoplenie/o-drugoe/bajpas-v-sisteme-otopleniya.html
  • https://kachestvolife.club/otoplenie/kak-ustanovit-baypas-v-sistemu-otopleniya-varianty-i-pravila-ustanovki
  • https://ProUteplenie.com/otoplenie/dlya-chego-nuzhen-baypas-v-sisteme-otopleniya-ustanovka-baypasnoy-linii
  • https://ZnatokTepla.ru/truby/printsip-raboty-bajpasnogo-klapana.html
  • https://teplospec.com/montazh-remont/kak-ustanovit-baypas-v-sistemu-otopleniya-varianty-i-pravila-ustanovki.html
  • http://teplosten24.ru/bajpas-v-sisteme-otopleniya.html
  • https://pipe-s.ru/kak-nazyvayetsya-peremychka-mezhdu-trubami-otopleniya-pered-batareyey/
  • https://msklimat.ru/bajpas-v-sisteme-otopleniya-chto-eto-takoe.html
  • https://saucyintruder.org/bajpas-v-sisteme-otoplenia-cto-takoe-zacem-nuzen-primer-samostoatelnoj-ustanovki-stroitelstvo-doma-svoimi-rukami/
  • https://pilomaterialy-spb.ru/otoplenie/dlya-chego-nuzhna-peremychka-na-bataree-otopleniya.html
  • https://oboiman.ru/teplo/bajpas-cto-eto-takoe-v-sisteme-otoplenia-dla-cego-on-nuzen.html
  • https://stroy-podskazka.ru/otoplenie/chto-takoe-bajpas/
  • https://tur-gaz.ru/baypas-na-otoplenie-chto-eto/

[/spoiler]


Вверх
Вверх