Антифриз на основе этиленгликоля: марки, различия, состав

Содержание   

  1. Антифриз – что это такое?
    1. Виды антифриза
    2. Состав антифриза
    3. Типы антифризов для отопления
    4. Цвет антифриза
    5. Система маркировки
    6. Основные свойства антифризов
    7. В чем преимущества и недостатки использования антифриза?
    8. Этиленгликоль: состав и свойства
    9. Антифриз – охлаждающая жидкость на основе гликоля
  2. На что обратить внимание при выборе антифриза?
  3. Обзор популярных марок
    1. 1. SINTEC ULTRA G11
    2. 2. SINTEC UNIVERSAL G11
    3. 3. Coolstream Hybrid Extra
    4. 4. SINTEC EURO G11
    5. 5. ЛУКОЙЛ Green G11
  4. Как сделать антифриз своими руками
    1. В каких пропорциях смешивать воду и спирт для антифриза
  5. Неспециализированные сведения о незамерзающих теплоносителях
    1. Специфика применения антифриза с различными типами отопительных радиаторов
    2. Какие конкретно параметры необходимо учесть при выборе антифриза
    3. Обстоятельства чтобы не покупать незамерзающие теплоносители

1 Антифриз – что это такое?

Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. В переводе с английского слово Antifreeze обозначает «не замерзающий».

В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.

Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).

Состав концентрата антифриза примерно следующий:

  • 90% – этиленгликоль;
  • 5-7% – присадки;
  • 3-5% – вода.

Обратите внимание, что примерно на 90% все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7% зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.

Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.

Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:

  • ГОСТ 28084-89 (Россия)
  • BS 6580: 1992 (Великобритания)
  • SAE J 1034 (США)
  • ASTM D 3306 (США)
  • ONORM V5123 (Австрия)
  • AFNOR NF R15-601 (Франция)
  • CUNA NC956 16 (Италия)
  • JIS K2234 (Япония)
  • G-11 (Швеция)

к меню ↑

1.1 Виды антифриза

Сегодня существует два основных типа антифриза – карбосиликатные и силикатные вещества. Второй тип применяется в автомобилях старого образца. Самым известным представителем этого класса средств является тосол. Силикатные антифризы имеют ряд недостатков, поэтому для иномарок их не используют.

Антифриз на основе этиленгликоля

Антифриз безсиликатный на основе этиленгликоля предпочтительнее для иностранных новых автомобилей. Присадки, которые входят в состав средства, в процессе работы автомобиля оседают исключительно на участках, где образуется коррозия. Это стало возможным благодаря включению в состав средства органических компонентов. В этом случае охлаждение двигателя происходит полноценно.

Силикатные разновидности, изготовленные на основе этиленгликоля, покрывают всю внутреннюю поверхность трубок неорганическими компонентами. Они эффективно предотвращают образование коррозии, но при этом снижают охлаждающую способность системы.

Антифриз G11

Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:

  • Силикаты;
  • Фосфаты;
  • Бораты;
  • Нитриты;
  • Амины;
  • Нитраты.

Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.

Действие силикатного антифриза

Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.

Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:

  • G11
  • Traditional coolants
  • Conventional coolants
  • IAT (Inorganic Acid Technology)

Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.

Антифриз G12, G12+ и G12++

Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.

Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:

  1. Очень высокая теплоотдача.
  2. Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
  3. Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.

Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.

Действие карбоксилатного антифриза

Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:

  • G12
  • Carboxilate coolants
  • OAT (Organic Acid Technology)

Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.

Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:

  • Hybrid coolants
  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.

Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:

  • Lobrid coolants
  • SOAT coolants

Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.

Антифриз G13

Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.

На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.

к меню ↑

1.2 Состав антифриза

Антифризы на основе этиленгликоля имеют определенный состав. От этого зависят их основные характеристики. В чистом виде этиленгликоль выглядит как маслянистая субстанция. Его температура замерзания равна -13ºС, а кипения – +197ºС. Это вещество довольно плотное. Этиленгликоль – сильный пищевой яд. Это вещество токсично, особенно после выработки своего ресурса. Отходы антифризов на основе этиленгликоля, состав которых был загрязнен в процессе эксплуатации тяжелыми металлами, требуют правильной утилизации.

Антифриз на основе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов

При смешивании его с водой температура замерзания может значительно снижаться (до -70ºС при соотношении воды и этиленгликоля 1:2). В качестве присадок могут применяться органические и неорганические компоненты. Первый вариант предпочтительнее. Ингибиторы коррозии сегодня бывают 4 типов: карбоксилатный, традиционный, органический и гибридный. Из-за разницы компонентов, входящих в состав антифриза, нельзя смешивать разные марки этих средств. В противном случае они будут конфликтовать между собой, снижая эффективность вещества.

Буферные присадки:

Присадки или химические вещества — фосфаты, бораты, или соли органических кислот.

Эффект — поддержание надлежащего рН, нейтрализация кислых материалов, которые попадают в охлаждающую жидкость.

Ингибиторы коррозии:

Присадки или химические вещества — нитраты, силикаты, меркаптобензотиазол (добавка для защиты желтого металла), толилтриазол (добавка для защиты желтого металла), и соли органических кислот.

Эффект — предотвращение коррозии различных металлов системы охлаждения.

Антикавитационные присадки:

Присадки или химические вещества — нитриты и молибдаты.

Преимущества и эффект — особенно эффективны при кавитации чугуна, защита от коррозии.

Пеногасители:

Присадки или химические вещества — Полигликоли и силиконы.

Эффект — предотвращение образования устойчивой пены, которая может привести к проблемам с отдачей тепла / коррозией.

Контроль отложений и окалины:

Присадки или химические вещества — фосфонаты и водорастворимые полимеры, такие как полиакрилаты.

Эффект — Предотвращает накопление окалины или отложений на поверхности теплоотдачи.

Антиобрастание:

Присадки или химические вещества — поверхностно-активные вещества / моющие средства с низким пенообразованием.

Эффект — предотвращение накопления нефтепродуктов и грязи, которые блокируют отдачу тепла и способствуют коррозии.

к меню ↑

1.3 Типы антифризов для отопления

Антифриз для отопления создан на основе водных растворов этиленгликоля и пропиленгликоля. Эти соединения в чистом виде представляют собой достаточно агрессивные среды для отопительных систем. Однако существуют специальные присадки для защиты от коррозии, появления пены, накипи, повреждения отдельных элементов сети и арматуры.

Эти присадки значительно увеличивают термическую стойкость, которая обеспечивается в диапазонах температур от – 70 до + 110 °С. Отмечается отсутствие термической деструкции даже при температуре + 165 — + 175 °С.

Антифриз в системе отопления нормально реагирует на материалы, которые применяются в отопительных сетях:

  • резина;
  • эластомеры;
  • пластик.

Этиленгликолевые антифризы

Отечественные антифризы для систем отопления, которые широко представлены на рынке, созданы на основе этиленгликоля.

Они изготавливаются в таких вариантах исполнения:

  • температура замерзания в – 30 °С;
  • температура замерзания в – 65 °С.

Заполнение системы отопления антифризом начинается с приготовления раствора. Для этого его необходимо своими руками разбавить водой. Цена этиленгликоля невысока, поэтому антифриз на его основе обычно не очень дорогой.

Существенный недостаток этиленгликоля – высокая токсичность как при попадании на тело, так и при вдыхании испарений. Смертельная доза этого вещества для человека составляет 250 мл.

Этот недостаток ограничивает использование антифризов на основе этиленгликоля в двухконтурных сетях теплоснабжения, в которых теплоноситель может попасть в контур для горячей воды. Поэтому применения таких антифризов ограничивается только одноконтурными системами отопления.

Пропиленгликолевые антифризы

В конце прошлого века на рынки западных стран поступили нетоксичные антифризы, которые изготавливались на основе пропиленгликоля. Преимущество этих антифризов – полная безвредность.
Это качество является самым важным для двухконтурных систем теплоснабжения. Эти антифризы тоже появились на нашем рынке. Инструкция позволяет их использовать при температуре до – 35 °С.
Антифриз на основе этиленгликоля марки, различия, состав
Антифриз на основе этиленгликоля марки, различия, состав

Пропиленгликоль является утвержденной пищевой добавкой Е1520, которая часто встречается в кондитерских изделиях в качестве агента, который способствует смягчению, удержанию влаги и дисперсии вещества.

Триэтиленгликолевые антифризы

При высоких рабочих температурах (до 180 °С) применяют антифризы на основе триэтиленгликоля. Это вещество имеет высокие показатели температурной стабильности. Однако такие теплоносители не являются продукцией для широкого использования. Обычно триэтиленгликолевые антифризы используются в специальных системах отопления, в которых радиаторы отопления для антифриза также рассчитаны на высокие температуры.

к меню ↑

1.4 Цвет антифриза

Изначально антифриз на основе этиленгликоля, цвет которого можно увидеть на производстве, выглядит как прозрачная субстанция. Он имеет только специфический запах. Независимо от марки антифриз не имеет цвета. Красители добавляют для идентификации его качества. Среди водителей и автомехаников бытует принятая ими классификация качества средства в зависимости от его цвета. Выделяется 3 группы антифризов.

Антифриз на основе этиленгликоля цвет

  • Класс G11 включает в себя голубые и зеленые средства. Это наиболее дешевые расходные материалы. В их состав входит этиленгликоль и силикатные присадки. Срок эксплуатации таких антифризов составляет около 30 тысяч км.
  • К классу G12 относятся красный и розовый тип веществ. Они характеризуются более высоким качеством. В их состав входят этиленгликоль и органические присадки. Срок эксплуатации таких средств может достигать 150-200 тысяч км. Однако и стоимость их значительно выше.
  • Существует и третий класс – G13. В его состав, помимо перечисленных в предыдущем разделе компонентов, входит пропиленгликоль. Окраска подобных средств чаще всего характеризуется оранжевыми и желтыми оттенками.

Гибридные

Отечественные антифризы Felix Prolonger G11

Гибридными являются недорогие синие и зеленые антифризы. В состав которых кроме синтетических присадок добавлены и органические:

  • фосфаты,
  • силикаты,
  • нитриты.

На заметочкуОни придают антифризам антикоррозионные, противопенные, гарантирующие от появления нерастворимого осадка, свойства.

Гибридные охлаждающие жидкости наиболее распространены у нас в стране. В G11+ применяется улучшенный пакет присадок. Срок службы таких ОЖ от 3-х до 5-ти лет.

Лучшими из этого класса считаются отечественные антифризы Felix Prolonger G11, Sintec Euro и CoolStream Hybrid Extra.

Карбоксилатные

Антифриз Sintec LUX G12

К карбоксилатным относятся красные антифризы средней ценовой категории. Они имеют в составе присадки на основе карбоновых кислот, повышающих теплоотдачу и устраняющих коррозию в системе охлаждения.

Ресурс таких охлаждающих жидкостей более 5-ти лет. Они часто используются в системе охлаждения двигателей иномарок с большим пробегом. В G12+ применяется расширенный пакет присадок.

Наиболее популярными в этом классе являются антифризы Sintec LUX G12, Luxe G12+ Antifreeze Long Life и FELIX Carbox G12+.

Лобридные

Sintec UNLIMITED G12++ лучшая ОЖ для авто

Лобридные антифризы впервые появились в 2008 году. Это дорогие ОЖ на основе эфира – пропиленгликоля с новым сбалансированным составом органических и минеральных присадок.

Эта ОЖ не ядовита и экологически менее вредна, чем антифризы с этиленгликолем.

  1. Срок их службы более 5-лет.
  2. По составу они подходят для большинства современных двигателей, в том числе с турбонаддувом.
  3. По цвету они бывают розовые и фиолетовые.

Лобридные антифризы используются пока реже, чем охлаждающие жидкости первых двух классов, в основном из-за их стоимости. Но за ними – будущее.
Это такие жидкости как: Sintec UNLIMITED G12++ и CoolStream G13.

Тосолы

Тосол - ОЖ для отечественных автомобилей

Тосолы – (А 40, А 40М), самые распространенные в России традиционные антифризы, в которых присадками служат только неорганические вещества и их смеси.

Тосолы создавались еще в СССР для охлаждения чугунных двигателей отечественного производства. Они постепенно утрачивают свою популярность из-за низких, по сравнению с антифризами эксплуатационных свойств.

  1. Температура замерзания тосола — 40 °С, а у современных антифризов — 42-45 °С.
  2. Температура закипания антифризов доходит до + 120-130 °С, а у тосола максимум +105-108°С.

Пакет присадок в тосолах минимален, он чаще склонен к вспениванию. Поэтому не годен для использования в современных силовых агрегатах иномарок и новых моделях отечественных авто.

Срок службы тосола не превышает 2-х лет и заменять его необходимо через каждые 60 тыс. км пробега. Современные антифризы позволяют эксплуатировать автомобили без проблем до пробега 100 -120 тыс. км.

Самые проверенные тосолы — Felix, Detroil и Тосол А-40 фирмы «Химлюкс».

к меню ↑

1.5 Система маркировки

Каждый антифриз на основе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов, а также нагруженных систем охлаждения имеет в своем составе красители. Они никак не влияют на технические характеристики вещества. Выбор того или иного цвета зависит от прихоти производителя. Общепринятого стандарта маркировки, как и добавления красителей, не существует.

Антифриз безсиликатный на основе этиленгликоля

Представленные выше маркировки, которые чаще всего принимают во внимание водители и автомеханики, применялись раньше при выпуске антифризов VW coolant германского производства. Эти средства пользуются большой популярностью. Однако даже сам концерн Volkswagen уже изменил свои спецификации. Сегодня этот известный производитель изготавливает 3 основных класса антифризов на органической основе. Их маркировка имеет приставку G12++, G12+++ и G13. Поэтому перед покупкой средства для охладительной системы правильнее обращать внимание на рекомендации производителя автотехники, а также состав самого расходного материала. Единой маркировки для всех антифризов не существует.

к меню ↑

1.6 Основные свойства антифризов

В процессе своей эксплуатации антифризы проявляют целый набор качеств. Их регламентируют нормы и допуски производителей автомобилей. Следует отметить, что этиленгликоль является токсичным веществом. При выработке его ресурса этот показатель увеличивается. Существуют правила, как утилизировать отходы антифризов основе этиленгликоля. Им приписывают различные негативные свойства. Поэтому при замене антифриза необходимо обращаться к специальной организации, которая выполнит утилизацию правильно.

Важно также учитывать вспениваемость антифризов. Для средств отечественного производства этот показатель составляет 30 см³, а для импортных – 150 см³. Смачиваемость у антифризов в 2 раза больше, чем у воды. Поэтому они способны просачиваться даже в очень тонкие трещины. Этим объясняется их способность вытекать наружу даже при наличии микротрещин.

к меню ↑

1.7 В чем преимущества и недостатки использования антифриза?

Выбирая подходящий продукт, стоит оперировать тем, что включено в состав вещества. Дело в том, что антифриз – это жидкость, которая не замерзает при очень низких температурах. Многие растворы сделаны на основе этиленгликоля, а для защиты отопительных контуров от негативного воздействия, в состав добавлены специальные примеси – присадки. Именно эти вещества обеспечивают стабильную работу авто длительное время. Обычная вода не отличается такими свойствами, поэтому обеспечить полноценную защиту мотору не в состоянии.

Несмотря на то, что антифриз может долгое время сохранять свои тех.параметры и выступать в качестве теплоносителя и теплоотводчика, есть у такого продукта и отрицательные характеристики. Здесь стоит отметить, такие параметры:

  • невысокая теплоемкость;
  • при использовании потребуется специальное оборудование – насос. Антифриз более густой, нежели вода, поэтому состав требуется разгонять автоматически;
  • высокая текучесть. Особе внимание нужно уделять в этой связи вам и соединениями с радиатором;
  • отдельные хладогены могут быть ядовитыми и вредными для здоровья человека. Здесь важно отметить, что токсичные антифризы категорически не стоит использовать совместно с горячим водоснабжением.

Несмотря на наличие недостатков, антифриз намного лучше защищает алюминиевые моторы от перегрева и продляет срок его эксплуатации.

к меню ↑

1.8 Этиленгликоль: состав и свойства

Этиленгликоль – это жидкость, которая не имеет цвета, но, весьма токсична. Имеет хорошую способность смешиваться с различными другими компонентами. Например, в совокупности с водой этиленгликоль в антифризе очень хорошо защищает металлические детали от коррозии, воздействия внешних сил, препятствует замерзанию воды.

Это вещество используют в составе охладительных жидкостей. Сам по себе гликоль замерзает уже при температуре -12 оС, но, если смешать его с водой в определенной пропорции, то температурный показатель замерзания повышается до -50 оС.

Но, не стоит забывать, что охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля следует использовать с осторожностью, не допускать попадания на открытые участки кожи, и беречь подальше от детей, потому что она слишком ядовита.

И еще, постарайтесь держать под контролем соотношение воды и гликоля в растворах, так как вода имеет свойство испаряться быстрее и недостаточное ее количество в смеси может привести к самовозгоранию химического вещества.

Этиленгликоль – токсичный двухатомный спирт

Химическая формула данного простейшего многоатомного спирта – С2Н6О2 (иначе ее можно записать следующим образом – НО–СН2–СН2–ОН). Этиленгликоль имеет слегка сладковатый вкус, не имеет запаха, в очищенном состоянии выглядит, как немного маслянистая бесцветная прозрачная жидкость.

Так как он причислен к токсичным соединениям (по общепринятой классификации – третий класс опасности), следует избегать попадания данного вещества (в растворах и в чистом виде) в организм человека. Основные химические и физические свойства 1,2-диоксиэтана:

  • молярная масса – 62,068 г/моль;
  • коэффициент оптического преломления – 1,4318;
  • температура воспламенения – 124 градуса (верхний предел) и 112 градусов (нижний предел);
  • температура самовоспламенения – 380 °С;
  • температура замерзания (стопроцентный гликоль) – 22 °С;
  • температура кипения – 197,3 °С;
  • плотность – 11,113 г/кубический сантиметр.

На фото - этиленгликоль, chemistry-chemists.com

Пары описываемого двухатомного спирта вспыхивают в тот момент, когда его температура достигает 120 градусов. Еще раз напомним, что 1,2-этандиол имеет 3-й класс опасности. А это означает, что его предельно допустимые концентрации в атмосфере могут быть не более 5 миллиграмм/кубический метр. Если же этиленгликоль попадает в организм человека, в нем могут развиться необратимые негативные явления, которые способны привести к смерти. При однократном употреблении вовнутрь 100 и более миллилитров гликоля наступает летальный исход.

Фото отравления этиленгликолем, doctorhiller.com

Пары данного соединения менее токсичны. Так как этиленгликоль характеризуется сравнительно малым показателем летучести, реальная опасность для человека возникает тогда, когда он систематически вдыхает пары 1,2-этандиола. О том, что есть вероятность отравления парами (либо туманами) рассматриваемого соединения, сигнализирует кашель и раздражение слизистой оболочки. Если человек отравляется гликолем, ему следует принять препарат, содержащий 4-метилпиразол (мощный антидот, подавляющий фермент алкогольдегидрогеназы), или этанол (одноатомный этиловый спирт).

Применение гликоля в разных областях техники

Малая себестоимость данного многоатомного спирта, его особые химические и физические свойства (плотность и другие) привели к тому, что он используется весьма широко в различных технических сферах.

Любой автомобилист знает, что представляет собой обычная охлаждающая жидкость для его «железного коня» под названием антифриз – этиленгликоля 60 % + воды 40 %. Такая смесь характеризуется температурой замерзания -45 градусов, очень трудно найти более подходящую жидкость для автомобильных систем охлаждения, несмотря даже и на высокий класс опасности 1,2-этандиола.

На фото - охлаждающая жидкость для автомобиля, doctorhiller.com

В автомобильной отрасли этиленгликоль находит применение и в качестве отличного теплоносителя. Кроме того, он используется в следующих сферах:

  • органический синтез: химические свойства гликоля позволяют с его помощью защищать изофорон и другие карбонильные группы, использовать спирт в виде эффективного растворителя, работающего при повышенных температурах, а также в качестве основной составляющей специальной авиационной жидкости, уменьшающей явление обводнения горючих смесей для летательных аппаратов;
  • растворение красящих соединений;
  • изготовление нитрогликоля – мощного взрывчатого вещества на основе описываемого нами соединения;
  • газодобывающая промышленность: гликоль не позволяет формироваться гидрату метана на трубах, кроме того, он поглощает излишнюю влагу на трубопроводах.

Фото применения этиленгликоля, 900igr.net

Нашел этиленгликоль применение и в качестве эффективного криопротектора. Его используют для производства кремов для обуви, в качестве важного элемента жидкостей для охлаждения компьютерной техники, при изготовлении 1,4-диоксина и разных видов конденсаторов.

к меню ↑

1.9 Антифриз – охлаждающая жидкость на основе гликоля

Антифриз на основе простейшего многотомного спирта применяется в современных транспортных средствах с целью охлаждения их двигателя. Его основным компонентом является этиленгликоль (есть составы с пропиленгликолем в качестве основного компонента). Добавками служит дистиллированная вода и специальные присадки, которые придают антифризу флуоресцентные, антикавитационные, антикоррозионные, антипенные свойства.

Главная характеристика антифризов – малая температура замерзания. Кроме того, они имеют низкий показатель расширения при замерзании (по сравнению с обычной водой на 1,5–3 процента меньше). При этом такая специальная охлаждающая жидкость на основе гликоля характеризуется высокой температурой кипения, что улучшает процесс эксплуатации транспортного средства в жаркую пору года.

На фото - антифриз, islab.ru

В целом жидкость для охлаждения автодвигателей на основе гликоля и воды обладает следующими достоинствами:

  • отсутствие вредных добавок (аминов, разнообразных нитритов, неблагоприятно влияющих на природу фосфатов);
  • возможность выбора необходимой концентрации антифриза для качественного предохранения двигателя автомобиля от замерзания;
  • стабильные параметры и свойства в течение всего срока службы;
  • совместимость с теми деталями охлаждающей системы авто, которые сделаны из пластмассы или резины;
  • высокие антипенные показатели.

Фото жидкости для охлаждения автодвигателей, autoposobie.ru

Кроме всего прочего, современные антифризы обеспечивают антикоррозионную защиту металлических сплавов и металлов, имеющихся в двигателе внутреннего сгорания за счет наличия в них особых ингибирующих добавок.

к меню ↑

2 На что обратить внимание при выборе антифриза?

Разновидности антифризов

Антифриз не должен закипать или замерзать во время использования. Все эти составы можно разделить на несколько групп, согласно общепринятой международной классификации:

  • G11 имеет синюю или зеленую окраску. Они отличаются самым коротким сроком службы – всего лишь 2 года;
  • G12 окрашены в красный, розовый или фиолетовый цвет, период эксплуатации жидкости составляет вплоть до пяти лет;
  • G12+ являются разновидностью предыдущей группы только с одной особенностью – их разрешается перемешивать с любыми другими охлаждающими жидкостями.
  • G13 являются современными безвредными охлаждающими жидкостями на основе полипропиленгликоля. Появились в 2012 году.

При покупке обращают внимание на внешний вид упаковки. Подделку очень легко определить по следующим критериям:

  • Слишком дешевая цена;
  • Наличие осадка;
  • Резкий или неприятный запах;
  • В описании отсутствует значение рН;
  • Упаковка некачественная, видно, что ее напечатали в кустарных условиях.

В процессе эксплуатации жидкости нужно внимательно следить за ее состоянием. Если она будет менять окраску, то это скажет об определенных проблемах в системе охлаждения или же о низкокачественном составе.

к меню ↑

3 Обзор популярных марок

В нашей стране применяют различные марки антифриза на основе этиленгликоля. К самым популярным относятся «Феликс», «Аляска», «Синтек», Long Life, Nord. Они характеризуются оптимальным соотношением цены и качества.

Какой антифриз на основе этиленгликоля

Представленные антифризы предназначены для суровых условий нашего климата. Также разработанная линейка средств позволяет водителю подобрать требуемое средство для двигателя своего автомобиля. Представленные средства эффективно противостоят образованию коррозии, а также обеспечивают хорошие охлаждающие свойства радиатора.

Популярные сегодня в нашей стране продукты эффективно защищают системы двигателя от образования отложений, особенно в водяном насосе, моторном отсеке и подводящих каналах.

к меню ↑

3.1 1. SINTEC ULTRA G11

Готовый к применению антифриз, в основе которого лежит моноэтиленгликоль и полезные присадки, улучшающие качества охлаждающей жидкости.

Используется для систем охлаждения отечественных и иностранных автомобилей, грузовиков и иных ТС с разными степенями нагрузки.

Надежно защищает от ржавчины, коррозии и перегрева. Не повреждает трубки, прокладки и уплотнители. Оптимален для многих марок авто, в том числе BMW, Daimler-Chrysler, Cummins, DBL, Hyundai, Mazda, Ford, Opel, Mersedes-Benz, Toyota, Suzuki и других.

Характеристики:

  • вид — гибридный;
  • оттенок — красный / розовый;
  • температура кипения / замерзания — 112 / -45 градусов Цельсия;
  • допуски — ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус, UzDaewoo;
  • страна-изготовитель — Россия;
  • объем — 1 л;
  • год выпуска — 2015.

Антифриз SINTEC ULTRA G11 нельзя смешивать с красным G12.

Стоимость — 160 рублей для 1 кг, 650 за 5 кг, и 1160 за 10 килограммовую канистру.

Плюсы:

  • низкая цена при оптимальных характеристиках;
  • не замерзает даже при сильном морозе;
  • хорошо охлаждает мотор;
  • машина не закипает;
  • не образует накипи;
  • хорошо выдерживает жару.

Недостатки:

  • после промывки меняет цвет на фиолетовый;
  • не всегда можно найти в магазине;
  • наличие подделок на рынке.

к меню ↑

3.2 2. SINTEC UNIVERSAL G11

Антифриз используется для легковых / грузовых машин и иного транспорта, эксплуатируемого в условиях разной тяжести. Защищает систему от перегрева, появления ржавчины и отложений в системе.

Хорошо смазывает внутренние элементы и продлевает срок службы водяной помпы.

Не оказывает негативного воздействия на прокладки, уплотнители и трубки. Подходит для авто многих марок, среди которых Toyota, Kia, Mazda, Nissan, Chevrolet, Chrysler, Hyindai, Mitsubishi, Daewoo, LADA и прочие.

Характеристики:

  • оттенок — синий / голубой;
  • плотность при 20 0С — 1,075 г/см2;
  • показатель рН — 7,9;
  • щелочность — 13,5 см3;
  • температура замерзания / кипения — -40 0С / +110 0С;
  • типы допусков — ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус и УзДэу;
  • объем — 1 кг (варианты — 5 кг, 10 кг);
  • год выпуска — 2015;
  • страна-изготовитель — Россия.

В состав входит этиленгликоль, краситель-люминофор, присадки и деминерализованная вода.

Покупка ОЖ в минимальной таре 1 л. обходится от 164 рублей, 5 кг от 624 р, 10 кг – 1140.

Плюсы:

  • выдерживает работу при высокой температуре;
  • оптимальное соотношение цены / качества;
  • дешевле европейских аналогов;
  • длительный ресурс;
  • выдерживает сибирские морозы;
  • доступность на полках магазинов;
  • хорошее охлаждение системы;
  • не меняет свойств;
  • допуск от производителя.

Минусы:

  • путаница с цветом;
  • невозможность смешивания с антифризами.

SINTEC UNIVERSAL G11 по цене и качеству находится практически на одном уровне с предыдущей маркой и это не удивительно, производитель один. Отдаем ему 2 место в рейтинге, только по одной причине, у первой марки больше положительных отзывов.

к меню ↑

3.3 3. Coolstream Hybrid Extra

Силикатная охлаждающая жидкость, имеющая допуски многих популярных производителей, среди которых БМВ, Опель, Фиат, Крайслер и другие.

Отличается повышенной эффективностью охлаждения, высокой стабильностью эксплуатационных качеств и ресурсом до трех лет. Подходит для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.

Характеристики:

  • оттенок — зеленый;
  • температура замерзания / кипения — -40 / 126 градусов Цельсия;
  • фасовка — 1, 5, 220 кг, концентрат на 1,5 кг;
  • допуски — Ауди, БМВ, Фиат, Вольво, Джили, Форд, Ролс Ройс и другие;
  • год выпуска — 2017;
  • страна-производитель — Россия.

Стоимость антифриза зависит от емкости.

Цена литровой бутылки обойдется в 303 рубля. Пяти литровой от 994 р.

Преимущества:

  • доступная цена;
  • наличие допусков почти всех производителей;
  • хорошо справляется с задачей охлаждения;
  • европейские присадки в составе.

Недостатки:

  • более высокая цена;
  • потеря качеств при смешивании с другими типами.

к меню ↑

3.4 4. SINTEC EURO G11

Готовый к использованию антифриз последнего поколения, созданный с применением зарубежных ингибиторов коррозии и моноэтиленгликоля высокого качества.

Подходит для систем охлаждения российских ТС и иномарок, грузовых транспортных средств и автобусов. Защищает систему о коррозии, гарантирует оптимальный тепловой режим.

Отличается широким диапазоном рабочих температур, хорошо смазывает систему и не разрушает резиновые трубки и пластиковые элементы.

Характеристики:

  • оттенок — зеленый;
  • водородный параметр — 7,9 рН;
  • щелочность — 13,4 см3;
  • плотность (при 20 0С) — 1,075 г/см3;
  • температура замерзания / кипения — -40 / +110 0С;
  • сезонность — любая;
  • фасовка — 1, 3, 5, 10, 220 кг;
  • одобрения — DERWAYS, UzDAEWOO, ФУЗО КАМАЗ Тракс;
  • страна-изготовитель — Россия;
  • год выпуска — 2015.

Антифриз имеет допуски ведущих производителей, к которым относится Дэу, Лада, Ниссан, Крайслер, Тойота, Опель, Мерседес, БМВ, Ауди, Киа, Хендай и другие. Стоимость 1-килограммовой банки — 200 рублей.

Преимущества:

  • отсутствие горения паров;
  • продается почти на всех АЗС;
  • соотношение цена-качество;
  • хорошо справляется с задачей даже зимой;
  • полезные добавки;
  • двигатель не перегревается;
  • не выпадает в осадок;
  • не выцветает со временем.

Недостатки:

  • можно запутаться с оттенками жидкости;
  • есть подделки;
  • ограниченный срок службы;
  • не слишком высокие антикоррозийные свойства.

SINTEC EURO G11 не плохо показал себя в деле, за 6 лет на рынке получил много положительных отзывов, но все же в плане антикоррозийной стойкости он немного уступает предыдущим маркам, хотя плохим его однозначно назвать нельзя. 4 место в рейтинге.

к меню ↑

3.5 5. ЛУКОЙЛ Green G11

Готовый к использованию антифриз, в основе которого лежит этиленгликоль, изготовленный по особой технологии. В состав входят добавки (силикаты и соли органических кислот), защищающие систему и двигатель от коррозии.

Подходит для авто, которые эксплуатируются при температуре не меньше -40 0С. Надежно защищают от замерзания, появления накипи и перегрева.

Оптимальное соединение добавок способствует повышению срока службы антифриза, уменьшению затрат на обслуживание / ремонт, повышение стабильности.

Применяется в разных автомобилях: грузовиках, легковых и автобусах.

Характеристики:

  • оттенок — зеленый;
  • сезонность — любая;
  • страна-изготовитель — Россия;
  • температура замерзания / кипения — -40 / 110 0С;
  • плотность — 1,08 кг/м3;
  • водородный показатель — 8,2 pН;
  • щелочность — 14,3 л;
  • фасовка выпуска — 1, 5, 10, 220 кг.

Антифриз полностью соответствует требованиям Форд ESD M97B49-A, ASTM D3306, SAE J 1034, GOST 28084-89, MTU 5048, Фольксваген TL-774-C.

Стоимость одной 1 л. бутылки — 229 рублей, 5 кг — от 660 р., 10 кг – от 960 р.

Плюсы:

  • проверенный временем бренд;
  • доступная цена при относительно высоком качестве;
  • эффективная защита от коррозии;
  • поддерживается многими производителями;
  • применяется во всех видах автомобилей;
  • двигатель не перегревается.

Минусы:

  • сравнительно небольшой срок службы.

к меню ↑

4 Как сделать антифриз своими руками

Антифриз с присадками достаточно дорогостоящая штука, поэтому не всегда устраивает потребителя. Но отчаиваться не стоит. Состав можно приготовить самостоятельно. Собственноручно приготовленный раствор даже лучше промышленного.

У него более низкая вязкость и меньшая текучесть, поэтому он не оказывает сильного разрушающего действия на соединения и швы в отопительной системе. Более того, использование самодельных составов наносит значительно меньший вред резиновым прокладкам, без которых в монтаже отопления не обойтись.

Для приготовления раствора нужно взять сорокапроцентный этиловый спирт и очищенную воду. Лучше брать жёсткую воду, поскольку в комплексе с этиловым спиртом такая вода препятствует оседанию накипи и осадка внутри системы. Тот осадок, который всё же оседает, легко удаляется в процессе промывки контура отопления под давлением.

Процентное состояние спирта не должно превышать 30%, тогда не происходит испарения спирта, и носитель тепла ведёт себя, как вода. Это значит, что и точка закипания будет такая же, как у воды. При нагреве теплоносителя до 85-90оС отсутствует кипение, что не даёт большого парообразования.

И, одна из самых главных характеристик такой смеси — этанол не даёт воде замёрзнуть. Это значит, что в зимний период, при аварийных ситуациях или штатных отключениях отопления нет опасности разморозить систему.

к меню ↑

4.1 В каких пропорциях смешивать воду и спирт для антифриза

Процентное содержание этанола в составе должно быть пропорционально температурным значениям воздуха за окном.

Температура воздуха % спирта
— 10,6 20,3
— 23,6 33,8
— 28,7 39,0
— 33,9 46,3

Кроме этого, полезно помнить, что в литре 96% этилового спирта, спирта безводного содержится только 960 мл. Соответственно, чтобы получить раствор с 30% этанола, надо 96/30=3,2, значит, на 1 литр спирта нужно взять 3,2 литра воды. Эти пропорции позволяют антифризу не замерзать при температуре до -20о С.

к меню ↑

5 Неспециализированные сведения о незамерзающих теплоносителях

Антифриз для автономных отопительных систем производится на базе водного раствора этиленгликоля либо на базе водного раствора пропиленгликоля.

Кроме перечисленных ингредиентов, в растворы добавляется некоторое количество присадок. Это делается с тем расчетом, дабы исключить возможность вспенивания теплоносителя в системе и чтобы не допустить коррозийные процессы в отопительных устройств.

Более того, за счет внедрения особых присадок антифризы не оказывают разрушающего действия на резиновые и полимерные уплотнители, каковые в большом количестве употребляются при построении отопительных систем.

В настоящее время на отечественном рынке представлен широкий выбор теплоносителей, каковые отличает марка производителя, свойство работать в тех либо иных системах и конечно же цена. Повсеместную популярность купила продукция таких брендов как «Энергос Люкс», «Энергос Универсал», «Thermagent» и «Dixis».

Сразу же напомним, что цена составов российского и зарубежного производства значительно отличается. Спрашивается, из-за чего средства, предназначенные для исполнения одних и тех же задач, смогут стоить дороже либо дешевле?

В большинстве случаев, это средства, реализуемые в двух выполнениях:

  • модификации, рассчитанные на температуру до – 30 °С;
  • модификации, рассчитанные на температуру до – 65 °С.

Использование этиленгликоля разрешает производителю снизить себестоимость готового продукта. Но, выбирая недорогой теплоноситель, изготовленный с применением этиленгликоля, необходимо понимать, что он токсичен.

К примеру, смертельная доза этиленгликоля образовывает 100 мл. Другими словами, при разгерметизации системы, в случае прорыва соединений, вероятна утечка, сопряженная с опасностью для здоровья человека. Для своевременного определения утечки, антифриз из этиленгликоля принято окрашивать в красный цвет.

к меню ↑

5.1 Специфика применения антифриза с различными типами отопительных радиаторов

Возможно ли применять антифриз на базе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов и для аналогов из других металлов?

Принципиально важно: Параметры совместимости теплоносителя и отопительных устройств указываются производителем на канистре. Перед приобретением потрудитесь ознакомиться с инструкцией и с параметрами совместимости средства и применяемых отопительных устройств.

Различные типы отопительных устройств реагируют на применение антифриза по-различному.

Рассмотрим, какова реакция разных металлов на теплоноситель.

  • Алюминий может составлять электролитическую несколько, в случае если в системе, заполненной антифризом, употребляются бронзовые трубы либо латунная запорная арматура;
  • Чугун никак не реагирует на незамерзающий теплоноситель при условии, что резиновые прокладки между секциями поменяны на полимерные уплотнители;
  • Сталь, в системах низкого давления, на антифриз никак не реагирует, но приходиться устанавливать батареи громадного размера;
  • При применении антифриза в биметалле возрастает возможность образования электролитической пары между сталью, алюминием и латунными фитингами.

Чтобы отопительная система работала долго без необходимости в регулярном ремонте, целесообразно заменить железный трубопровод от котла до радиаторов на полипропиленовые трубы и полимерную запорную арматуру.

В качестве соединительных фитингов направляться подобрать изделия из металлов устойчивых к действию химических соединений. Оптимальным выбором для этих целей станут фитинги, изготовленные из стали.

к меню ↑

5.2 Какие конкретно параметры необходимо учесть при выборе антифриза

Выбирая незамерзающие теплоносители, нужно обратить внимание на следующие чертей:

  • количество средства в канистре;
  • концентрация антифриза при применении;
  • состояние соединений в системе;
  • теплоотдача отопительных устройств;
  • мощность циркуляционного насоса.

Из-за чего при выборе принципиально важно обратить внимание на количество средства, а не на массу?

Плотность воды больше плотности большинства антифризов, предназначенных для отопительных систем. В итоге, в случае если количество автономной системы образовывает 100 литров, то антифриза нужно будет залить 110 литров.

В большинстве случаев, незамерзающий теплоноситель в чистом виде в систему не заливается. Перед применением средство разбавляется с водой в соотношении 3 к 1. Исходя из этого перед применением необходимо определить, какова инструкция подготовки средства и какая концентрация рекомендована производителем.

Из-за чего так принципиально важно знать состояние соединений в автономной системе? В случае если отопление в доме эксплуатируется в течении продолжительного времени, потребуется пересмотреть состояние соединений, в частности прокладок уплотнителей и фитингов.

Дело в том, что большинство уплотнителей на базе полимерных материалов от долгого контакта с жидкой средой разрушаются (процесс деградации). Одновременно с этим антифриз характеризуется большей текучестью в сравнении и с чистой водой в следствии, в случае если отопление работало с водой исправно при применении специализированных теплоносителей высока возможность протечек.

Планируя применение антифриза имейте в виду что эта жидкая среда отличается меньшей теплоёмкостью в сравнении с водой, следовательно, потребуются радиаторы с громадными габаритами. Кроме этого чтобы обеспечить оптимальные параметры циркуляции незамерзающих антифризов потребуется установить более замечательные циркуляционные насосы.

к меню ↑

5.3 Обстоятельства чтобы не покупать незамерзающие теплоносители

Казалось бы, радиаторы отопления под антифриз приспособлены, использование таковой жидкости снабжает простоту и удобство эксплуатации отопительной системы.

Отчего же многие соотечественники предпочитают так же, как и прежде применять простую воду?

  • Во-первых, цена воды копеечная, в то время как цена особых средств высока, в случае если речь заходит о отоплении помещения загородного дома площадью свыше 100 м?;
  • Во-вторых, в случае если по той либо другой причине в системе случилась утечка, воду несложно долить своими руками и снова запустить котел;
  • В-третьих, не следует забывать, что большинство антифризов, представленных на отечественном рынке, при утечке воображают значительную опасность по обстоятельству токсичности;
  • В-четвёртых, многие производители отопительных котлов отказывают в проведении гарантийного ремонта, в случае если в системе циркулировал антифриз;
  • В-пятых, использование незамерзающего теплоносителя неоправданно в зданиях, применяемых для постоянного проживания.

Источники


  • https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/188-antifriz.html
  • https://FB.ru/article/293641/antifriz-na-osnove-etilenglikolya-marki-razlichiya-sostav
  • https://mr-build.ru/newteplo/antifriz-na-osnove-etilenglikola.html
  • https://DamskyKlub.ru/obsluzhivanie-avto/antifriz-kakoj-byvaet-kogda-menyat.html
  • https://aniko-gas.ru/radiatory/kakoj-antifriz-luchshe-dlya-alyuminievogo-radiatora.html
  • https://AntifrizTosol.ru/73-na-osnove-etilenglikolya.html
  • https://carnovato.ru/jetilenglikol-klass-opasnosti-himicheskie-svojstva-primenenie/
  • https://zen-Top.ru/top-luchshih-antifrizov/
  • https://AutoTopik.ru/rejjtingi/top-18-luchshikh-antifrizov.html
[свернуть]

Рассчитайте утепление своего дома

Перейти к расчёту
Adblock
detector