Катализатор (каталитический нейтрализатор) – это элемент выхлопной системы, который есть практически в каждом современном автомобиле. Основная его задача – это снижение токсичности газов, которые образуются во время работы двигателя.
Как работает катализатор
В его основе — керамическая или металлическая матрица, покрытая слоями благородных металлов (платина, палладий, родий). При прохождении газов через соты устройства происходят химические реакции: окисление угарного газа и углеводородов до углекислого газа и воды, а также восстановление оксидов азота до азота. Таким образом, катализатор снижает токсичность выхлопа, обеспечивая соответствие экологическим нормам.
Узнать более подробную информацию можно на сайте!
Когда его нужно менять
Катализатор в автомобиле, как правило, служит 100–150 тысяч километров пробега, но срок может сокращаться при неблагоприятных условиях эксплуатации.
Его рекомендуется менять, если наблюдаются следующие признаки:
- Потеря мощности двигателя — засоренный нейтрализатор ограничивает отток выхлопных газов, создавая повышенное давление в выпускной системе.
- Повышенный расход топлива — ЭБУ корректирует подачу топлива из-за неверных данных с лямбда-зондов.
- Чек двигателя — часто сопровождается ошибками, связанными с работой датчиков кислорода.
- Запах серы или гари из выхлопной трубы — указывает на перегрев или разрушение керамики.
Замена катализатора часто проводится при плановой диагностике после 120 тыс. км пробега или при его физическом повреждении.
Варианты ремонта
Наиболее дорогим вариантом остается установка оригинального фильтра. Этот путь выбирают водители, ориентированные на максимальную совместимость с заводскими характеристиками и сохранение экологического класса авто. Такие нейтрализаторы производятся автоконцернами, а значит, соответствуют требованиям, предъявляемым к выбросам и долговечности. Однако, из-за высокой стоимости оригинальной детали, ее устанавливают не так часто.
Также можно установить универсальный фильтрующий элемент. Этот вариант не уступает оригиналу по функциональности, но обходится дешевле. Современные универсальные модели хорошо справляются с очисткой выхлопных газов, нередко поставляются с гарантией и позволяют обойтись без вмешательства в электронные системы управления двигателем.
Еще один вариант – монтаж пламегасителя. Этот вариант подойдет для тех, кто желает сэкономить. Штатный фильтр удаляется, и в корпусе катализатора создается новая конструкция, способная частично гасить звук и не создавать избыточного сопротивления на выпуске. Такая замена повышает мощность двигателя, но требует доработки электроники (в частности — установки «обманки» или перепрошивки блока управления).
Еще один экономичный способ ремонта — это установка обычной трубы вместо нейтрализатора. Здесь удаляется весь наполнитель, и в корпус вваривается труба. Подобная модификация стоит недорого и обеспечивает долгий срок службы, но может изменить звук автомобиля во время езды.
Частые ошибки
Чаще всего при замене совершают такие ошибки:
- Установка неподходящей детали без учета марки автомобиля, типа двигателя и параметров выхлопной системы.
- Игнорирование проверки и замены кислородных датчиков (лямбда-зондов).
- Выбор дешевых универсальных катализаторов, несовместимых с требованиями системы управления двигателем.
- Несоблюдение технологии установки, в том числе некачественная сварка или негерметичные соединения.
Итак, при поломке фильтра есть несколько методов решения проблемы: установка новой оригинальной или универсальной детали, монтаж пламегасителя или обычной трубы.